- 1024px
- 1280px
Нужно работать сообща
После выхода номера в редакцию «» обратился генеральный директор одного из крупнейших операторов на новосибирском бензиновом рынке - ООО «Беркут» - Михаил Игнатьевич Сенчук с просьбой изложить на страницах газеты свою точку зрения по этому вопросу. Поскольку тема цен на бензин в той или иной степени затрагивает практически каждого жителя города, мы сегодня продолжаем этот разговор, публикуя статью корреспондента «», написанную на основе беседы с М. И. Сенчуком.
Два с лишним месяца автовладельцы города жили, можно сказать, в состоянии эйфории: цены на бензин неуклонно снижались, достигнув в результате рекордно низкой отметки - 5,5 рубля за литр бензина А-92. Совершенно противоположные чувства испытывало большинство предпринимателей, занятых в этой сфере. И не только потому, что они остались без доходов. Они думали о том, что достаточно скоро вектор цен изменит направление и так же круто, как сейчас падает, устремится вверх, но за этим ростом встанут для них и для города новые проблемы. А еще вспоминали, как глубокой осенью 1999 года уже была предпринята попытка поиграть с ценами на бензин похожим образом.
Впрочем, в отличие от нынешней ситуации причины тогдашней «дешевизны» были прекрасно понятны каждому. Приближались губернаторские выборы, и предвыборный штаб тогдашнего губернатора В. П. Мухи в погоне за голосами избирателей решил разыграть «бензиновую карту». Была достигнута договоренность с «Транс-Блоком» и «Новосибирскнефтепродуктом», что на их заправках бензин «подешевеет» на рубль. Расчет строился на том, что остальные операторы, чтобы не остаться без покупателей, тоже будут вынуждены продавать бензин дешевле. Предполагалось, что это принесет дополнительные голоса в пользу губернатора, а заодно уберет с рынка какое-то количество разорившихся конкурентов этих двух компаний.
В те времена некоммерческое партнерство «ГСМ-Сибирь», которое сейчас объединяет до половины владельцев новосибирских автозаправок и является мощной силой, только-только создавалось. Однако и разобщенные еще операторы сумели договориться и в ответ на столь неожиданный шаг закрыли свои АЗС. Сразу же возникли проблемы с бесперебойным снабжением горючим, у работающих АЗС выстраивались длинные очереди машин. Кипение страстей вокруг «подарка» двух компаний достигло Центрального телевидения. Акция, на которую возлагались такие большие надежды, обернулась поражением для ее организаторов. Только обращение тогдашнего мэра Новосибирска В. А. Толоконского к владельцам остальных АЗС с призывом возобновить продажу бензина смогло успокоить разбушевавшиеся страсти.
Два года после этого продавцы бензина работали спокойно. И вот 26 января нынешнего года - это число Михаил Игнатьевич запомнил надолго - «Транс-Блок» решил еще раз применить этот прием.
В новосибирских СМИ достаточно широко освещались аргументы, которыми объясняет данный шаг глава совета директоров «Транс-Блока» (он же член совета директоров «Новосибирскнефтепродукта» и директор Новосибирского филиала ТД «ЮКОС-М») Вольдемар Басалаев.
А Михаил Сенчук считает: кто бы и как бы это ни объяснял, смысл прошедшего временного понижения цен - в стремлении нефтедобывающих компаний захватить розничный бензиновый рынок. Стремление это вполне закономерное и сталкиваются с ним не только в России, но и во многих других странах. На семинарах и совещаниях, проводимых Российским топливным союзом, членом которого является «ГСМ-Сибирь», нередко выступают гости из разных стран, которые делятся опытом, как владельцы АЗС противостоят экспансии нефтедобытчиков. В Испании, например, принят закон, в соответствии с которым нефтяные компании не имеют права приобретать или создавать сети розничной продажи бензина. России до такого закона далеко, поэтому у нас нужно вырабатывать другие решения проблемы.
При этом, как считает руководитель «Беркута», позиции «ГСМ-Сибирь» и руководителей «Транс-Блока» сходятся в том, что должно произойти укрупнение компаний-операторов на рынке розничной торговли бензином. Оптимальным, по мнению Сенчука, было бы сохранение в Новосибирске семи-восьми таких компаний. И если чьи-то амбиции требуют скорейшего вытеснения всех конкурентов, то эти амбиции следует умерить, потому что в конце концов реализация подобного стремления превратится в яму, вырытую для самого себя. Гораздо разумнее создать ядро из крупнейших операторов, которое в течение долгого периода могло бы противостоять нефтедобывающим гигантам. А тем мелким собственникам, кому предстоит уйти с розничного бензинового рынка - и в этом позиции двух сторон уже расходятся, - нужно предоставить, по мнению лидеров «ГСМ-Сибирь», возможность сделать этот уход постепенным и безболезненным для них.
Кстати, такое ядро из крупнейших операторов могло бы успешно контролировать рынок, препятствуя созданию условий для получения сверхприбылей. То, что это будет выгодно для потребителей, понятно. Но не менее выгодно это будет и для продавцов. Дело в том, что подобная политика предотвратит приход в данный бизнес случайных людей, привлеченных лишь возможностью быстро сорвать большой куш. АЗС - объект повышенной опасности. Здесь присутствует и угроза возникновения пожара, и возможность экологического ЧП. Крупным компаниям, давно работающим в этой сфере, проще содержать свои АЗС в надлежащем порядке, обеспечивать на них необходимую безопасность.
Нежелание существующих крупных компаний-операторов видеть на розничном бензиновом рынке новых участников требует пояснений с цифрами в руках. Сейчас в Новосибирске действуют 235 АЗС. Еще около 70 строятся или проектируются, хотя уже сейчас ощущается значительный переизбыток заправочных мощностей. Достаточно сказать, что существующего их количества вполне достаточно - с учетом ежегодного прироста автомобилей - до 2016 года. И когда крупные компании сумеют отрегулировать цены на бензин так, чтобы не образовывалась сверхприбыль (а нормальная прибыль, по мнению Сенчука, при нынешних налогах и уровне цен на товары и услуги составляет примерно два рубля на каждый литр бензина), многим мелким и случайным участникам этого рынка придется переориентироваться на другие направления бизнеса.
Через процесс сокращения количества автозаправок, кстати, прошли многие страны. Так, во франции с 1975 по 1996 годы их число снизилось с 42500 до 17900. В Англии в 1976 году их действовало 27 тысяч, к 2001 году осталось 12500, а к концу нынешнего года планируется оставить всего десять тысяч. Поэтому российские участники бензинового рынка имеют возможность воспользоваться этим опытом, чтобы отрегулировать положение дел в своем секторе бизнеса, не повторяя ошибок других стран.
Более активной хотели бы видеть лидеры «ГСМ-Сибирь» позицию в этом отношении городских и областных властей. Например, новосибирская мэрия до сих пор не имеет четкого плана выделения участков под новые АЗС. Это нередко приводит к тому, что совсем рядом с существующей АЗС, иногда меньше чем в пятистах метрах, возникает новая. В результате владелец построенной ранее заправки начинает нести большие потери. В то время как во многих странах минимальное расстояние между соседними заправками определено в два километра. Властям необходимо навести порядок и с так называемыми технологическими АЗС, которых сейчас в городе 89. Это заправки при предприятиях, и заправлять они должны только транспорт своих предприятий, но практически все обслуживают и посторонние машины, причем «вчерную».
И вот к чему реально привело «Беркут» искусственное занижение цен. В январе планировалось повысить зарплату персоналу примерно на 30 процентов. Этого повышения не только не произошло, но в течение двух месяцев сотрудники были вынуждены довольствоваться лишь половинной зарплатой. К прежнему размеру выплат удалось вернуться только с 15 апреля. Было вдвое сокращено количество работающих заправочных пистолетов, многие работники были вынуждены уйти в административные отпуска. Пришлось прекратить также оказание помощи школам-интернатам, детским домам, домам ребенка, свернуть другие социальные программы. Более чем вдвое сократились выплаты в бюджет вмененного, социального и подоходного налогов.
Никакой критики не выдерживают и утверждения о том, что снижение цен на бензин принесло пользу новосибирцам, сэкономив им четыре миллиона долларов.
- На машинах ездят люди обеспеченные, - говорит Михаил Игнатьевич. - Если эти четыре миллиона разделить хотя бы только на количество владельцев личного транспорта, получится сумма, которая ни для кого из них ничего не решает. А если посмотреть на это с другой стороны, глазами учителей, врачей и представителей иных низкооплачиваемых категорий населения, большинство из которых и думать не может о покупке машины, то выходит, что недоплаченные заправками из-за снижения цен налоги обернулись задержкой зарплат. А косвенно это негативно отозвалось и на многих других людях, потому что усугубило состояние городского бюджета. Вот такая получилась «польза»...
Теперь давайте посмотрим на цены других товаров, которые мы покупаем почти каждый день - хлеб, молоко, масло, сахар... Удешевление бензина привело к существенному снижению транспортных издержек. Но разве хоть на копейку что-нибудь подешевело? Зато теперь, когда игра на понижение закончилась и цена на бензин возвращается к оправданной величине, у производителей и продавцов этих продуктов появится повод сказать: «Бензин дорожает, транспортные расходы возрастают, мы вынуждены поднять цены на свою продукцию». Но ведь такие цены на бензин уже были - и именно они заложены в нынешней цене на продукты питания и другие предметы первой необходимости. Начнется очередной виток искусственно вызванной инфляции. Так, может быть, в этом «польза»?
Руководитель «Беркута» убежден: уже к лету отпускные цены на нефтепродукты возрастут, и это вынудит автозаправки увеличивать розничные цены на бензин. И здесь главная задача крупных компаний-операторов бензинового рынка - не допустить возможности получения сверхприбылей, чтобы этот рынок перестал притягивать новых участников, которых и сейчас уже более чем достаточно. Именно в этом будет реальная польза для всех потребителей. Но добиться такого можно только работая сообща. Некоммерческое партнерство «ГСМ-Сибирь» открыто для всех, утверждает Михаил Игнатьевич: и для «Транс-Блока», и для «Новосибирскнефтепродукта», и для нефтяных компаний, которые, кстати, давно являются членами аналогичной столичной организации - Московского топливного союза. И чем скорее розничным продавцам бензина удастся выработать и начать проводить в жизнь единую политику как в отношении цен, так и в отношении нормализации ситуации с количеством участников рынка, тем скорее их работа начнет соответствовать интересам всех новосибирцев.