ООО «СибТоннельСтрой»: Первые «подземные шаги»

Прошло более полугода с тех пор, как новенькое здание на пересечении новосибирских улиц Шамшурина и 1905 года украсила видеовывеска ООО «СибТоннельСтрой». За это время предприятие пополнило свой штат, решило ряд организационно-производственных вопросов, а самое главное - сделало первые «подземные шаги» в г. Барабинске Новосибирской области

На видеовывеске воспроизводится качественный видеоролик о бизнесе ООО «СибТоннельСтрой», привлекая максимальное внимание прохожих.

Впрочем, «первые» - это относительно. Ведь несмотря на столь «юный возраст», у ООО «СибТоннельСтрой» довольно богатая «родословная»: эта организация - дочернее предприятие ОАО «БАМтоннельстрой», прославившегося на стройке века своими уникальными подземными объектами.
 

Через горы и годы
Судьбы многих нынешних сибтоннельстроевцев тесно связаны с БАМом. О некоторых из них рассказывается в книге очерков «Через горы и годы». Это настоящая летопись четвертьвекового труда бамовских тоннельщиков. Ее подарил мне генеральный директор ООО «СибТоннельСтрой» Сергей Сермягин - соавтор книги и один из ее героев.

Впервые Сергей Викторович попал на Байкало-Амурскую магистраль в составе студенческого строительного отряда в 1975 году. Тогда он учился на факультете «Мосты и тоннели» Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта. А уже через два года - после окончания вуза - Сермягин трудился здесь в должности мастера. Еще через год - сменным инженером. Потом его «бамовская карьера» пошла своим чередом: начальник участка, начальник отряда, главный инженер управления строительства, генеральный директор ОАО «БАМтоннельстрой»...

Все это время Сергей Викторович находился на ключевом участке горнопроходческих работ - строительстве Северомуйского тоннеля. Этот тоннель в 70-80-е годы был крупномасштабным полигоном по испытанию в экстремальных условиях горной техники. Здесь рождались новые бамовские технологии бурения, проходки, химзакрепления, вертикального водопонижения, возведения постоянной отделки. Все это диктовалось особенностями сооружения тоннеля внутри Северомуйского горного хребта - его большой (в 15,3 км) протяженностью, сложными климатическими, инженерно-геологическими и топографическими условиями, отсутствием подъездных дорог к тоннелю и производственной базы снабжения вблизи строительства.
Так что, строя тоннель, бамовцы не только овладевали тонкостями своей профессии, но и выковывали особенные черты характера. Подземное дело требовало от них быстрых, порой рискованных решений, потому что ожидать, когда эти решения созреют в научных кругах, было нельзя. За это время мог обрушиться забой и перечеркнуть все прежние усилия.

 

К моменту, когда основные подземные работы на Северомуйском тоннеле подходили к концу, подразделения «БАМтоннельстроя» перебрасывались на другие объекты, где был нужен их опыт и знание горнопроходческого дела. Это Дальний Восток, Красноярский край, Хабаровск, Осетия, Сочи... Довелось бамовцам участвовать и в строительстве метро в Красноярске, Алма-Ате и Новосибирске.
Сейчас различные акционерные общества, учрежденные «БАМтоннельстроем», разрослись по всей стране - от Дальнего Востока до Владикавказа. Для лучшего управления этими организациями созданы представительства в Москве, Сочи, Екатеринбурге, Иркутске, Хабаровске... Со временем возникла необходимость осваивать новые районы, одним из которых стала Новосибирская область.
Так в сибирской столице появилось ООО «СибТоннельСтрой», которое и возглавил С. Сермягин.

 

В поисках своей «ниши»
Вспоминая Северомуйск, Сергей Викторович с некоторым сожалением говорит, что таких объемов, как на БАМе, их организации в Новосибирской области предложить, конечно, не могут. Впрочем, сибтоннельстроевцы с самого начала и не рассчитывали на это. Они делали упор на другие виды работ, связанные, между тем, с бамовским опытом подземной проходки.
Взять, к примеру, бестраншейную прокладку подземных коммуникаций. Что из себя представляет этот способ? Когда требуется проложить кабель на участке, где проходит полотно шоссе, не разрушая ни это полотно, ни уже существующих под ним коммуникаций, - лучше специалистов «СибТоннельСтроя» это никто не сделает.
Имеются и другие варианты, когда допускается исключительно бестраншейная прокладка. Скажем, на некоторых участках линий электропередач, где открытые работы запрещены из соображений техники безопасности.
Понятно, что для выполнения этих специфических задач требуется и специальная техника. Стоит она немалых денег. Но, к счастью, прошедший «горы и годы» «БАМтоннельстрой» не оставляет без опеки свою «дочку». Головная организация не только помогает сибтоннельстроевцам с финансированием, но и осуществляет для них поставки оборудования и машин с БАМа, где эта техника уже успешно выполнила свой объем работ.
Однако это вовсе не означает, что в «СибТоннельСтрое» сидят сложа руки. Потому что никто за них не собирается искать заказы.
Как рассказал нам Сергей Викторович, их организация с первых дней своего образования стала искать свою нишу на Новосибирском строительном рынке. Им удалось выиграть тендер и стать генподрядчиком по бурению скважин на воду и прокладке трубопроводов в Маслянино Новосибирской области, где многим коммуникациям требовалась полная реконструкция.

 

- Но главное, - рассказывает С. Сермягин, - мы сейчас как субподрядчики участвуем в реализации проекта подземных работ в Барабинске. На более чем полукилометровом участке под трассой Барабинск-Куйбышев ведется проходка коммуникационных тоннелей для укладки труб различного диаметра.
Надо признать, к этой работе в «СибТоннельСтрое» готовились долго и тщательно. Первое, что требовалось, это приобрести проходческую машину «Ловат МТС» из Германии стоимостью (включая ее монтаж, наладку и установку) один миллион долларов. Ясно, что таких денег у молодой новосибирской организации не было. Но на помощь вновь пришел «БАМтоннельстрой», который, купив машину, арендовал ее своему дочернему предприятию.
Ко времени ее поступления уже были подготовлены специальные опускные колодцы. Эти колодцы бывают двух типов: из стальных тюбингов - диаметром 3,5 метра и из чугунных тюбингов - диаметром 5,5 метра.

 

- На снимках читатели могут видеть моменты, когда «Ловат МТС» подготавливают в этих опускных колодцах к работе.
О немецкой машине С. Сермягин может рассказывать долго и только в превосходной степени. И это заслуженно.

 

- Такой техники в Сибири нет, - заявляет Сергей Викторович. - Диаметр проходки - 820 миллиметров, скорость - от 10 до 15 метров в сутки на глубине семи метров, то есть практически под линиями коммуникаций. Причем работает машина в автоматическом режиме - оператор на поверхности управляет ею с пульта... Не буду утруждать вас специальными терминами, скажу лишь, что в управлении «Ловат МТС» используются лазер и компьютерные технологии, много гидравлики, электроники... Так что требования к профессиональной подготовке операторов у нас очень высокие... Где мы берем людей? Сами и обучаем. Вернее, вместе с машиной из Германии прибыл специалист. Во время подготовки к работе он и помогал освоить новую технику. Пока, правда, у нас два оператора, которые умеют на достаточно профессиональном уровне управляться с «Ловат». Нужно готовить дополнительные кадры.
К настоящему времени, продолжал генеральный директор, под трассой Барабинск-Куйбышев без вскрытия полотна дороги в два этапа пройдено 160 метров. На первом 98-метровом участке машина продемонстрировала еще одно свое прекрасное качество - высокую точность. Отклонение от нормы не превышало сантиметра!
Но на этом, оказывается, возможности «Ловат МТС» не ограничиваются. А следовательно, не ограничиваются и возможности «СибТоннельСтроя». Проходчики могут не только «прокалывать» грунт (который, кстати, в Барабинске очень сложный - почти как на БАМе) для прокладки коммуникаций, но и, скажем, для прокладки водопропускных труб под железнодорожным полотном без перекрытия движения составов. Кроме того, сибтоннельстроевцам можно поручать строительство подземных пешеходных переходов - опять-таки без вскрытия поверхностного слоя и не прерывая движения на магистрали.
Все это очень требуется Новосибирску с его перегруженными транспортными средствами дорогами, недостаточным количеством безопасных для людей переходов. Да и многие коммуникации требуют замены.

 

Но, как выяснилось, скудный городской бюджет пока не позволяет использовать возможности и опыт ООО «СибТоннельСтроя». Хотя, скорее всего, в области и даже в самом Новосибирске еще мало кто знает о существовании такой организации. Может, пример с Барабинском «вдохновит» наши областные и городские власти на принятие решения о привлечении новосибирских тоннельщиков к выполнению этих уникальных и, безусловно, нужных всем нам работ?
Наверное, перспективным заказчикам будет также интересно узнать, что сибтоннельстроевцы в состоянии самостоятельно разрабатывать проекты для строительства подземных объектов. Непосредственно в здании, где располагается администрация ООО «СибТоннельСтрой», находятся проектные организации, имеющие большие наработки в области тоннеле- и метростроения. Этот опыт они приобрели, сотрудничая с ОАО «БАМтоннельстрой» на «магистрали века».
И все же главное - люди

 

Мы выше уже коротко сказали, что для работы на современной проходческой машине требуется квалифицированно обученный персонал. Однако требования эти относятся не только к операторам «Ловат МТС». Профессия проходчика вбирает в себя очень многие специальности. Он должен владеть навыками и бетонщика, и стропальщика, и монтажника, и плотника... Все это нужно потому, что в «СибТоннельСтрое» все бригады - комплексные, и каждый рабочий обязан при необходимости не просто помочь товарищу, но и квалифицированно выполнить его работу.
Конечно, набрать требуемое количество таких многопрофильных специалистов не так-то просто. Поэтому на предприятии приняли решение брать рабочих разных специальностей и готовить из них настоящих проходчиков. Благо, что среди сибтоннельстроевцев немало прошедших «школу БАМа».
Эта «школа» накладывает свой отпечаток и на качество выполняемых работ в Барабинске. Есть все основания, что сделанные здесь первые «подземные шаги» скоро превратятся для ООО «СибТоннельСтрой» в твердую «поступь».
Виктор БОЯРИНЦЕВ, «».

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ