Чтобы хорошо играть, надо знать правила

Свое мнение о проблеме создания продовольственного рынка в Сибири высказывает лидер движения «Аграрная Россия», заместитель председателя Комитета по аграрным вопросам Госдумы, руководитель объединения депутатов Госдумы «Сибирское соглашение» Александр Фомин
- Вопрос, связанный с продовольственным рынком Сибири, достаточно актуальный, впрочем, он таковым был всегда. Прошлогодний урожай зерновых как лакмусовая бумажка показал, насколько мы оказались не готовы к тому, чтобы выйти на внешние рынки, насколько у нас разорваны межрегиональные связи. Достаточно лишь вспомнить, как еще несколько лет назад региональные власти максимально препятствовали вывозу сельскохозяйственных продуктов за пределы области или края, расставляли посты. По сути дела, в то время руководители регионов административно-чиновничьим решением подорвали зачатки рынка сельхозпродукции. Теперь перед нами встала задача эти связи восстановить.
Здесь я боюсь другой крайности. Ведь у нас, когда чиновники пытаются что-то решить административными мерами, сразу возникают серьезные проблемы. Все-таки сам рынок подразумевает минимальное вмешательство государства.
Другое дело, что государство должно создать условия для развития рынка, обеспечить открытый доступ к информации для любого бизнесмена, занимающегося производством и переработкой сельхозпродукции. Здесь, на мой взгляд, безусловно, большую роль может сыграть и правительство России, и аппарат полномочного представителя президента в СФО, и главы администраций регионов.
Для того чтобы насытить продовольственный рынок Сибири, необходимо, на мой взгляд, во-первых, создать для сельхозтоваропроизводителей равные условия доступа на рынок. Во-вторых, как я уже говорил выше, обеспечить доступ к информации для всех субъектов рынка. Третий фактор. Говоря о государственной поддержке, мы предлагаем хотя бы в рамках Сибирского федерального округа договориться о приблизительном паритете поддержки производителей из разных уровней бюджетов. И тогда изначально будут складываться равные условия на рынке.
Сегодня в агропромышленном секторе экономики идет существенный рост. Отсюда такое внимание губернаторы уделяют созданию единого продовольственного рынка в Сибири. Уровень участия в этом администраций краев и областей должен быть ограничен лишь созданием правил игры, но ни в коем случае местные власти не должны пытаться влиять на конъюнктуру рынка.
Другая важнейшая задача - защита наших производителей и трейдеров на внешнем рынке, которую должно обеспечить государство. Наш внутренний зерновой рынок и сибирский, и российский в целом насыщен. А для того чтобы осваивать зарубежные рынки, нужна серьезная государственная поддержка. Наглядный пример - позиция американского президента по защите интересов экспортеров куриных окорочков в Россию. И я ни на минуту не сомневался, кто выйдет победителем в этом противостоянии. И опять же. При помощи таможенных пошлин государство должно поднять цену американских окорочков до цены российского куриного мяса. И тогда российский потребитель будет покупать качественное куриное мясо, а не «ножки Буша».
Российская экономика, к сожалению, в свое время была сориентирована только на импорт. И сегодня, когда появилась возможность экспортировать зерно, мы столкнулись с проблемой отсутствия складских помещений, отсутствием оборудованных портовых терминалов. И это тоже предстоит нам восстанавливать и выходить на международные рынки.
В ближайшее время в России главную роль будут играть крупные сельхозтоваропроизводители. (Недаром уже сегодня наиболее быстро растут сельскохозяйственные холдинги). Это связано прежде всего с возможностью инвестирования сельского хозяйства. Крупной структуре гораздо легче решать проблемы со сбытом. Малые и средние производители должны кооперироваться, только объединив усилия нескольких хозяйств, можно выходить на серьезные рынки. И в этом плане кооперация на уровне региона самая предпочтительная и актуальная. Здесь свою организующую роль может сыграть администрация области или края. Но в большей степени, по моему мнению, - это задача самого бизнеса.
Записала Жанна КОСТИНА, «»
Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ