Федеральный объект хотят опустить, или Коней на переправе не меняют

Скандал вокруг строительства федеральной автодороги Омск-Новосибирск, о котором неоднократно писали многие газеты, не утихает и перешел в новую фазу. Цена вопроса - почти 80 км дороги с четырнадцатью путепроводами и мостами, в том числе мостом через Обь. Остаточная стоимость строительства около 8,5 млрд рублей. В обиходе этот участок федеральной дороги называют «Северный объезд». А фактически - это работа по устранению существующего разрыва на федеральной автомагистрали, соединяющей европейскую Россию с Сибирью и Дальним Востоком. Предлагаемый ввод этого участка в эксплуатацию в 2006 году позволит пустить транзитный автотранспорт в обход Новосибирска. Заметим, что Новосибирск - единственный из крупнейших городов страны до сих пор не имеющий объездной автомобильной дороги. Столица Сибири уже давно не обеспечивает пропуск постоянно растущего потока транзитного автомобильного транспорта и буквально задыхается без объездной дороги

Заказчик «Северного объезда» федеральное учреждение - управление автомобильных дорог «Сибирь» («Сиб-управтодор») в прошлом году сменило генерального подрядчика на строительстве объекта, передав эти функции от компании «Сибтрансстрой» другой фирме «Сибмост». Причиной смены генподрядчика, как считают специалисты, стало неудовлетворительное освоение «Сибтрансстроем» выделяемых на строительство средств федерального бюджета. По данным «Сибуправтодора» с 1999 по 2000 год из выделенных 1 млрд 170 млн рублей старый генподрядчик освоил всего 773 млн рублей. Собственно, скандал-то и разразился вокруг смены генподрядчика, а точнее, вокруг тех восьми с лишним млрд рублей, которые до 2006 года необходимо освоить на этой стройке.


Естественно, заказчик в лице «Сибуправтодора» призван контролировать использование выдаваемых из федерального бюджета средств на строительство, его ход, качество выполняемых работ. И естественно, сложившееся к 2001 году положение на важнейшей стройке федерального значения в Новосибирской области не устраивало заказчика. Он вынужден был сменить генподрядчика. Это решение «Сибуправтодора» - представителя федеральной структуры - «Росавтодора», входящего в Министерство РФ, вызвало к жизни идею сменить заказчика. И передать его функции от федерального ведомства администрации Новосибирской области. У кого и почему родилась такая идея, кем она инициировалась, нашим аналитикам выяснить в официальном порядке до настоящего времени не удалось. Поэтому мы не можем называть авторов этой, на наш взгляд, непродуктивной идеи. Но тот факт, что она обрела реальные очертания уже в Москве, очевиден. И подтвержден первым заместителем министра транспорта РФ, руководителем «Росавтодора» Игорем Слюняевым.

шумозащитные экраны цена

В своем интервью «Российской газете» 29 марта 2002 г. И. Слюняев на прямой вопрос корреспондента «» о конфликте вокруг стройки прямо ответил: «Есть два заказчика: федеральное ведомство «Сибуправтодор» и администрация Новосибирской области. И между ними сложились непростые отношения. Мы хотим провести ревизию всех работ, разобраться с кредиторской задолженностью и передать функции заказчика администрации Новосибирской области». Вот те раз! По версии первого зам. министра, у федеральной стройки оказывается два заказчика. В «Сибуправтодоре» считают, что «Российская газета» просто неточно изложила мысль И. Слюняева. В Новосибирской обладминистрации подтвердили: утверждение министерского чиновника о том, что обл-администрация является заказчиком строительства федеральной дороги и шумозащитных экранов(цена), не соответствует действительности. Более того, насколько нам известно, руководители области нигде в официальных документах не заявляли о своих непростых отношениях с «Сибуправтодором». Об этом только журналисты в газетах писали. Губернатор области В. Толоконский в своем письме к И. Слюняеву от 25 февраля 2002 г. напротив просил «ходатайствовать перед правительством Российской Федерации о переводе стройки в категорию автодорог федерального значения, что обеспечит в дальнейшем решение вопроса финансирования в необходимых объемах, в том числе получение кредита Европейского банка реконструкции и развития и ввод объекта, как намечено президентской программой, в 2006 году». В этом письме губернатора нет ни слова о конфликте между обладминистрацией и «Сибуправтодором», как и нет намека на необходимость смены заказчика и передачу его функций Новосибирской обладминистрации. Более того, просьба, изложенная в губернаторском письме, как бы предполагает наличие заказчика такого серьезного не только для Новосибирска, но и для страны объекта в лице федерального специализированного ведомства, каким является «Сибуправтодор». И это вполне логично. «Северный объезд» является продолжением федеральной автодороги Омск-Новосибирск и входит в президентскую программу «Дороги России XXI века», его строительство финансируется из средств федерального бюджета.


Так хочет ли взять на себя бремя заказчика федерального объекта администрация Новосибирской области? Судя по письму ее главы в адрес И. Слюняева можно предположить, что таким желанием она не горит.
Предположим, что идея анонимных авторов, «озвученная» первым зам. министра транспорта РФ И. Слюняевым в «Российской газете», станет реальностью и функции заказчика будут переданы администрации области. В этом случае, как утверждают специалисты и в «Сибуправтодоре», и в самой обладминистрации, можно будет забыть о «Северном объезде» как объекте федерального значения. Такова сермяжная реальность нашей российской жизни: «С глаз долой, из сердца - вон». Можно предположить, что изменится отношение федерального центра к стройке, а значит и к вопросам ее финансирования. «Сибуправтодору» это в определенной степени облегчит жизнь. С его шеи снимут такой тяжелый хомут. А обладминистрация прибавит себе головной боли. Ведь к ее заботам о строительстве, содержании и поддержании хоть в каком-то состоянии автодорог областного подчинения прибавится вся полнота ответственности за «Северный объезд». Очевидно, при таком раскладе ни о каком переводе «Северного объезда» в категорию автодорог федерального значения речи уже идти не будет. А значит, можно будет не питать даже слабой надежды на его ввод в эксплуатацию в 2006 году. Откуда область, оставшись один на один с «Северным объездом», сможет черпать ресурсы для строительства в размере более восьми млрд рублей? О прямых инвестициях из федерального бюджета на «Северный объезд» придется забыть - заказчиком-то станет область, а не федеральное ведомство. А найдется ли у обладминистрации волевой ресурс, чтобы даже те крохи, которые и будут изыскиваться, вкладывать в продолжение строительства «Северного объезда», а не в латание дыр на других областных автодорогах? Не стоит забывать и о том, что сам процесс смены заказчика на объекте федеральной собственности не такая уж простая юридическая процедура. И займет он немало времени. Как утверждают специалисты, это чревато потерей, по крайней мере, целого строительного сезона. А значит, в связи с возможными организационными пертурбациями под большим вопросом будет и освоение выделенных под строительство на текущий год 230 млн рублей субсидий. Эти деньги могут просто-напросто уйти, как говорится, в песок. В таком раскладе не заинтересованы ни нынешний заказчик и генподрядчик, ни, надеюсь, администрация Новосибирской области. Так стоит ли менять коней на переправе? Тем более, что переправа строится: новый автомост через Обь уже сооружается.
Виктор ТИМАКОВ, «»

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ