- 1024px
- 1280px
Федеральный объект хотят опустить, или Коней на переправе не меняют
Скандал вокруг строительства федеральной автодороги Омск-Новосибирск, о котором неоднократно писали многие газеты, не утихает и перешел в новую фазу. Цена вопроса - почти 80 км дороги с четырнадцатью путепроводами и мостами, в том числе мостом через Обь. Остаточная стоимость строительства около 8,5 млрд рублей. В обиходе этот участок федеральной дороги называют «Северный объезд». А фактически - это работа по устранению существующего разрыва на федеральной автомагистрали, соединяющей европейскую Россию с Сибирью и Дальним Востоком. Предлагаемый ввод этого участка в эксплуатацию в 2006 году позволит пустить транзитный автотранспорт в обход Новосибирска. Заметим, что Новосибирск - единственный из крупнейших городов страны до сих пор не имеющий объездной автомобильной дороги. Столица Сибири уже давно не обеспечивает пропуск постоянно растущего потока транзитного автомобильного транспорта и буквально задыхается без объездной дороги
Естественно, заказчик в лице «Сибуправтодора» призван контролировать использование выдаваемых из федерального бюджета средств на строительство, его ход, качество выполняемых работ. И естественно, сложившееся к 2001 году положение на важнейшей стройке федерального значения в Новосибирской области не устраивало заказчика. Он вынужден был сменить генподрядчика. Это решение «Сибуправтодора» - представителя федеральной структуры - «Росавтодора», входящего в Министерство РФ, вызвало к жизни идею сменить заказчика. И передать его функции от федерального ведомства администрации Новосибирской области. У кого и почему родилась такая идея, кем она инициировалась, нашим аналитикам выяснить в официальном порядке до настоящего времени не удалось. Поэтому мы не можем называть авторов этой, на наш взгляд, непродуктивной идеи. Но тот факт, что она обрела реальные очертания уже в Москве, очевиден. И подтвержден первым заместителем министра транспорта РФ, руководителем «Росавтодора» Игорем Слюняевым.
Так хочет ли взять на себя бремя заказчика федерального объекта администрация Новосибирской области? Судя по письму ее главы в адрес И. Слюняева можно предположить, что таким желанием она не горит.
Предположим, что идея анонимных авторов, «озвученная» первым зам. министра транспорта РФ И. Слюняевым в «Российской газете», станет реальностью и функции заказчика будут переданы администрации области. В этом случае, как утверждают специалисты и в «Сибуправтодоре», и в самой обладминистрации, можно будет забыть о «Северном объезде» как объекте федерального значения. Такова сермяжная реальность нашей российской жизни: «С глаз долой, из сердца - вон». Можно предположить, что изменится отношение федерального центра к стройке, а значит и к вопросам ее финансирования. «Сибуправтодору» это в определенной степени облегчит жизнь. С его шеи снимут такой тяжелый хомут. А обладминистрация прибавит себе головной боли. Ведь к ее заботам о строительстве, содержании и поддержании хоть в каком-то состоянии автодорог областного подчинения прибавится вся полнота ответственности за «Северный объезд». Очевидно, при таком раскладе ни о каком переводе «Северного объезда» в категорию автодорог федерального значения речи уже идти не будет. А значит, можно будет не питать даже слабой надежды на его ввод в эксплуатацию в 2006 году. Откуда область, оставшись один на один с «Северным объездом», сможет черпать ресурсы для строительства в размере более восьми млрд рублей? О прямых инвестициях из федерального бюджета на «Северный объезд» придется забыть - заказчиком-то станет область, а не федеральное ведомство. А найдется ли у обладминистрации волевой ресурс, чтобы даже те крохи, которые и будут изыскиваться, вкладывать в продолжение строительства «Северного объезда», а не в латание дыр на других областных автодорогах? Не стоит забывать и о том, что сам процесс смены заказчика на объекте федеральной собственности не такая уж простая юридическая процедура. И займет он немало времени. Как утверждают специалисты, это чревато потерей, по крайней мере, целого строительного сезона. А значит, в связи с возможными организационными пертурбациями под большим вопросом будет и освоение выделенных под строительство на текущий год 230 млн рублей субсидий. Эти деньги могут просто-напросто уйти, как говорится, в песок. В таком раскладе не заинтересованы ни нынешний заказчик и генподрядчик, ни, надеюсь, администрация Новосибирской области. Так стоит ли менять коней на переправе? Тем более, что переправа строится: новый автомост через Обь уже сооружается.
Виктор ТИМАКОВ, «»