А самолеты сами не летают



Галина Ивановна Стрельченко одна из семи депутатов Госдумы от Новосибирской области. Она является членом думского комитета по энергетике, транспорту и связи, одновременно возглавляет подкомитет по воздушному и водному транспорту, а также руководит комиссией Госдумы по этике С Г. И. Стрельченко беседует корреспондент «» Виктор ТИМАКОВ
- Галина Ивановна, как на законодательном уровне решаются вопросы поддержки и развития воздушного транспорта - одной из важнейших отраслей хозяйства?
- За два года работы Думы нашего созыва резко изменилось отношение законодателей к проблемам гражданской авиации в целом. И не только к нуждам летных компаний, но и предприятиям, производящим авиационную технику. И не случайно. Это единый комплекс. Считаю, что за это время и президент, и Госдума, и правительство сделали очень много для укрепления отрасли, ее возрождения. Назову несколько принципиальных моментов. Сформирована и утверждена концепция развития гражданской авиации. Принят целый ряд документов по поддержке и развитию отечественного самолетостроения. Ведь без постоянного пополнения и обновления парка воздушных судов и речи не может идти о развитии авиации. В течение последних 10-15 лет развитие самолетостроения в России было приостановлено. И это самым негативным образом сказалось и на гражданской авиации. С учетом сегодняшней ситуации и в авиакомпаниях, и на авиационных предприятиях нашим подкомитетом был инициирован вопрос о производстве и поставке авиакомпаниям новых отечественных самолетов на основе лизинга.
- О лизинге говорят уже много лет. Но, по-моему дело не двигалось.
- Действительно. И вот по настоянию нашего комитета и комитета по промышленности Госдума сумела отстоять в текущем бюджете специальную строчку о выделении государственных средств на приобретение авиакомпаниями отечественных воздушных судов в лизинг. Хотя были желающие исключить эту строчку из бюджета, так как, дескать, деньги на эти цели ранее не были использованы. Но ведь на то были существенные причины: авиационная промышленность стояла, обремененная непомерными долгами. Сейчас ситуация изменилась к лучшему. И лизинг становится все более востребованным и реально возможным.
- Сколько же на эти цели выделяется средств и каков будет механизм их использования?
- Запланировано на этот год выделение 4,5 млрд рублей на строительство отечественных самолетов для сдачи их в лизинг. По нашей инициативе решен вопрос о создании лизинговой компании, которая будет собирать заказы на строительство новых самолетов, вести лизинговые расчеты с заказчиками и непосредственными производителями техники. Таким образом, авиакомпании, даже небольшие, рассчитав свои возможности, благодаря государственной поддержке, смогут получать новую технику уже сегодня и завтра. Просто так сегодня выложить огромные деньги по предоплате за самолет не может ни одна компания. Железные банки удобно брать на работу, легко готовить. Но давайте посмотрим, что именно нам предлагают съесть вместо гречки. Да и в мире никто так не работает. И у нас многие авиакомпании вполне могут выдержать оплату за новую технику в лизинговом режиме. Эта схема в конечном итоге устроила всех. И авиапромышленные предприятия, и авиакомпании. Хочу отметить, что на право осуществлять лизинговые операции был проведен специальный конкурс. Его выиграла компания «Илюшин-Финансист». Перед этой компанией и предприятиями-производителями стоит серьезная задача по обязательному освоению в текущем году внушительной суммы в 4,5 млрд рублей.
- Линия на создание авиастроительных холдингов будет способствовать этой работе?
- Процесс создания таких холдингов начался. В один из них вошел и новосибирский завод имени Чкалова. Но у нас в комитете отношение к организации холдингов не однозначно положительное. Потому что от инициаторов этой реорганизации мы не имеем ответа на вопрос, как холдинг будет функционировать? У меня есть опасения, что холдинговая структура чревата борьбой за «перетаскивание одеяла». Такое опасение существует не только у членов нашего думского комитета, но и у ряда директоров авиастроительных предприятий. И мы на одном из ближайших заседаний подкомитета рассмотрим вопрос о целесообразности создания холдингов. И если придем к выводу о необходимости такой формы, то прежде всего потребуем от инициаторов в правительстве определить приоритеты, чтобы были четко обозначены задачи их деятельности и ответственные за их выполнение.
- Что еще в активе возглавляемого Вами подкомитета?
- По нашей инициативе в кратчайшие для Думы сроки был решен вопрос о пенсионном обеспечении членов летного состава, которые вышли на заслуженный отдых еще в советское время. Известно, что они получали очень маленькие пенсии. Вопрос длительное время не решался. Наш подкомитет сумел оперативно провести в Госдуме закон «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», который был принят Госдумой, и после подписания 27 ноября 2001 года Президентом вступил в действие.
- Галина Ивановна, есть такое понятие, малая авиация. Без нее невозможно представить жизнь людей на огромных просторах Сибири или где-нибудь на Чукотке, Колыме, в Якутии. Как она будет развиваться?
- Для нас очень важно сейчас решить задачу - и она опять упирается в развитие авиапромышленности - создания современного самолета для малой авиации, который бы заменил известные «Яки» и «Аны». Главная задача, чтобы этот самолет был экономичным и надежным. Региональный самолет и региональная авиация уже сегодня востребованы. Мы занимаемся этими вопросами. В частности, участвуем в обсуждении проблемы создания самолета для малой авиации. Региональная маршрутная авиасеть должна работать и развиваться. Это бесспорно. Позиция нашего комитета - региональные авиакомпании, такие, например, как «Новосибирск Авиа», «Томск Авиа», должны развиваться. И уже не столь важно, останутся ли они государственными или нет. Важно, чтобы они обеспечивали спрос населения и бизнеса на региональные авиаперевозки, который имеет тенденцию к росту. И если такие предприятия будут успешно развиваться, то государство готово вкладывать средства в развитие наземных коммуникаций соответствующих аэропортов, как, допустим, это делается для продолжения строительства второй взлетно-посадочной полосы аэропорта Толмачево. Деньги выделены. Деньги должны осваиваться для завершения строительства этой полосы. Именно наш думский комитет инициировал выделение денег на строительство толмачевской ВПП.
- Какие вопросы в повестке дня вашего подкомитета сегодня?
- В связи с введением Евросоюзом (ЕС) в одностороннем порядке с 1 апреля 2002 года запрета на полеты российских самолетов, не удовлетворяющих ограничениям по авиашуму, которые установлены Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), мы совместно с Министерством иностранных дел и правительством решаем «горячий» вопрос о мерах по защите интересов наших авиакомпаний, летающих за рубеж. Мы очень озабочены тем, что под эти ограничения подпадает значительная часть российского парка самолетов. Запрет на их полеты в страны ЕС может повлечь за собой невыполнение российскими авиаперевозчиками примерно 15 тысяч рейсов и потерю около трех миллионов пассажиров в год. Мы ставим перед Европейским парламентом вопрос о возможности предоставления отсрочки воздушным судам российских компаний, подпадающих под это ограничение по шуму. Тем более, что подобное решение ЕС не согласуется с решением ИКАО, предусматривающим продолжение полетов «шумящих» самолетов при условии их поэтапного вывода из эксплуатации по мере выработки установленного ресурса. В общем, вся деятельность нашего подкомитета служит подтверждением слов известной песни «а самолеты сами не летают».

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ