«Сибирское соглашение» Согласие есть. Но решения нет. Пока?

Значительный скачок цен на уголь в преддверии зимы придал еще большую остроту заседанию координационного совета по энергетике ассоциации «Сибирское соглашение», которое состоялось в Новосибирске. Члены совета под руководством председателя правительства Республики Хакасия Алексея Лебедя обсуждали вопрос о снабжении углем бюджетных организаций в условиях роста цен на уголь. Достаточно вспомнить, что угольщики Красноярского края летом увеличили цену на свою продукцию на сто процентов, а в Кузбассе заявили о ежемесячном повышении цены на десять процентов
В стремлении каким-то образом влиять на рост цен, участники «Сибирского соглашения» пришли к выводу о необходимости создания единого сибирского оператора по поставкам угля для бюджетной сферы. Но рабочая группа, участниками которой стали представители восьми субъектов Федерации, так и не смогла принять решение о создании структуры и ее форме.
Как отметил на пресс-конференции А. Лебедь, хвалиться нечем. У всех настороженное отношение к созданию новой структуры: слишком уж разные интересы сталкиваются. Прежде всего интересы поставщиков и потребителей угля. Красноярцам и кемеровчанам не очень хотелось бы иметь структуру, которая оказывала бы сдерживающее влияние на свободную игру цен. Ведь от цены на уголь во многом зависят поступления в бюджеты добывающих территорий.
Лебедь, кроме этого, подчеркнул, что территории еще не готовы вложить бюджетные средства как учредители в новую структуру. Но вместе с тем все участники пресс-конференции подчеркивали необходимость продолжения работы в этом направлении.
Василий Киселев, начальник финансово-экономического управления Полномочного представителя Президента в Сибирском округе, принимавший участие в работе координационного совета, отметил:
- Один из выводов, прозвучавших на заседании, - в бюджетах всех уровней отдельной строкой должны быть прописаны расходы: на закуп топлива для населения, для коммунальной сферы, на компенсацию затрат по теплоснабжению, которые население не оплачивает. Это необходимое условие для формирования новой структуры. Второй вывод - в регионах эти средства целесообразно централизовать. Возможно, в рамках имеющихся в большинстве территорий унитарных предприятий, либо в топливных компаниях иных организационных форм.
Кроме того, обсуждение вопроса показало, что бюджетные и иные потребители угля начинают сталкиваться с тем, что угледобывающие предприятия пытаются согласовывать и монополизировать ценовую политику на угольном рынке. Усиливается непрозрачность. Под всякими благовидными предлогами, к примеру, изношенность основных фондов шахт и разрезов, рост транспортных издержек, угледобытчики согласованно поднимают цены. И с этим нужно бороться.
Бороться можно по-разному, отметил В. Киселев. Можно подключать антимонопольные органы, а можно объединять усилия потребителей с тем, чтобы координировать их действия с действиями производителей, не вступая в острые схватки. Все в конце концов живем в одной Сибири. Но начинать необходимо с того, чтобы в бюджетах всех уровней честно предусматривались расходы на закупку угля. Соответственно, исходя из этого и сможет эффективно работать будущий единый оператор по поставкам угля.
Начальник департамента угольной промышленности администрации Кемеровской области Г. Черноскутов подчеркнул, что предполагается создать структуру, которой бы угольщики доверяли и давали продукцию под гарантии. Начальник управления финансов и налоговой политики администрации Алтайского края А. Юрин видит преимущества будущей компании в ее широких возможностях использовать не только денежные, но и иные формы оплаты. Главный финансист Алтая считает, что регионы должны иметь право в зависимости от своих условий принимать участие в работе компании. Одни, однозначно, будут осуществлять поставки через новую компанию. Другие, может быть, на первых порах будут только координировать свои действия через единого оператора. А. Юрин предполагает, что регионы должны на практике посмотреть, будет ли для них польза от участия в деятельности единого оператора.
Объемы поставок угля, которые предполагается осуществлять через новую структуру, оцениваются в десятки миллионов тонн. Г. Черноскутов сказал, что в 1999 году только угольными предприятиями Кузбасса было реализовано за пределы области 16,5 млн тонн угля. Кроме того, никто не ставит вопрос о закрытости компании. Ее услугами смогут воспользоваться не только бюджетные организации. Кстати, энергетики тоже проявляют интерес к созданию подобной структуры.
Не стоят в стороне от проблемы и железнодорожники. Им тоже выгоднее иметь дело с одним крупным клиентом, планировать перевозки для него на длительную перспективу и в больших объемах.
Но создание компании, как показал результат заседаний, дело не одного дня и даже не месяца. На следующее заседание по этому вопросу совет соберется только через два месяца. А проблема ценообразования на уголь, рост цен, двойной стандарт этих цен «для своих» и «для чужих» территорий требует конкретных решений уже сегодня. А. Лебедь отметил, что дано поручение подготовить оперативные данные по тарифам «для своих» и «для чужих» и что эту проблему необходимо поднимать в рамках антимонопольного законодательства. В. Киселев также подтвердил, что этот вопрос в поле зрения аппарата Представителя Президента. В первой декаде сентября планируется провести заседание окружного совета, посвященное подготовке к зиме. На нем будут обсуждаться и эти вопросы. Рычаги влияния на ситуацию с ценами есть. И если кем-то будет нарушено антимонопольное законодательство, подчеркнул В. Киселев, безусловно, к нарушителям будут применяться санкции.
Необходимость создания единого оператора по поставкам угля тесно связана с такой проблемой, как энергетическая безопасность Сибири. Это обстоятельство особо отметил В. Киселев. Объединенная энергосистема Сибири достаточно изолирована. И нам в случае чрезвычайных ситуаций ждать помощи неоткуда. В аппарате Полномочного представителя Президента считают, что внутри Сибири далеко не использованы ресурсы кооперации между регионами, с избытком генерирующих мощностей и энергодостаточными регионами. Для решения этой, уже более глобальной, задачи совет федерального округа хотел бы совместно с ассоциацией «Сибирское соглашение» в ближайшее время пересмотреть документы федеральных министерств, касающиеся стратегических проблем, в том числе и топливно-энергетического комплекса Сибири. Главным образом, с точки зрения критерия энергобезопасности.
Виктор ТИМАКОВ, «».
Когда статья уже была подготовлена к печати, стало известно, что Полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Л. Драчевский крайне озабочен проблемами энергетической безопасности сибирских регионов. В связи с этим решено уже 8 сентября в Новосибирске еще раз обсудить создавшееся положение. «» расскажет об итогах этой встречи в следующем номере.
Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ