- 1024px
- 1280px
Симфонический шлюз:
20 лет назад в Кемерове возник коллектив высшей музыкальной категории. Мечта любого, кто хотел бы играть в оркестре на лучших симфонических сценических площадках под взмахи самого маститого маэстро
В столицу Кузбасса прекратились поездки оркестров из Томска и Новосибирска. Но зато собственный симфонический, заявивший о себе «Праздничной увертюрой» Шостаковича 1 октября 1981 года, принялся активно приобщать к классике, древней и современной, любителей подремать в бархатных креслах в культурной компании. В кругах молодых музыкантов возникли разговоры на новую тему - о перспективах роста здесь же, вблизи родных и близких, без отрыва от маминых пирогов. Тем более, что мама - всегда верный зритель, аплодирующий особенно вдохновенно. Поначалу маэстро сменяли друг друга. Впрочем, и впоследствии они, бывало, не слишком долго управляли симфоническим оркестром Кузбасса при Государственной филармонии. Первым был Игорь Симович, открывший первый сезон в символический день - Международный день музыки. На гастроли же коллектив отправился, когда за дирижерским пультом появился Владимир Артемьев. Гастроли были покуда не дальними - по области. Расцвета с дальними гастролями и выступлениями неординарными оркестр достиг с Виктором Барсовым и Дмитрием Лиссом. Два дирижера дополняли друг друга удивительно органично и, казалось, без неприятной конкуренции, хотя молодой Лисс превращался в заметную музыкальную фигуру. Для путешественников обозначим географию выступлений тех лет: Германия, Австрия, Франция, Испания, Швейцария, Мальта. Если читатель к тому же искушен в музыке, то вот имена гениев, что, бывало, играли с оркестром Кузбасса: Крайнев, Коган, Башкиров, Третьяков, Венгеров и др. Словом, хорошие счастливые времена, как видно теперь особенно отчетливо, имели место.
Но творческий коллектив чужд застою. Ему нужны перемены, и он их провоцирует. Виктор Наумович Барсов покидает свой оркестр и перебирается в Москву. Дмитрия Ильича Лисса приглашают в Екатеринбургский симфонический. В Кемерове пытаются обосноваться новые маэстро. Перестройка шла и снаружи, и внутри. Страна нищала, гастроли сошли на нет. Был случай, когда в отчаяние состав оркестра, ведомый не главным дирижером, а директором филармонии Зубицким, играл на площади перед кемеровским «Белым домом»: похоронный марш в знак протеста. Был случай, когда дирижер Яновицкий попал в серию скандалов со срывом выступлений. Дело доходило чуть ли не до пистолетов. Казалось, чего еще не играно и не отрепетировано на сцене, что представляет собою сама жизнь? Кто это покупает?!? ну на примере моей подруги могу выдвинуть одну версию, - ей лень готовить и порой нет возможности где то кушать, купила - пьет - верит в чудо
Пятеро выдержали все. 20 лет инструмент к инструменту они несли творческую вахту. Но Владимир Чеботарев, заслуженный трубач, все же на 20-м году ушел на пенсию на дачу, к семье, детям и внукам, которых у него уже тоже - целый оркестр. Эта музыкальная династия, может, и возникла благодаря тому, что 20 лет назад собственный симфонический задержал ее основателя в Кемерове.
Ныне оркестр выходит на сцену филармонии обновленный внешне и, думается, внутренне. Фраки с иголочки. Главный дирижер -- энергичный Линь Тао, родившийся в Пекине, но воспитанный русской классической школой. По-хорошему неожиданным был юбилейный вечер. С музыкальными сюрпризами, когда маэстро в забавной каске выцеливал трофей из реквизита, а получил в результате трофей зрительских симпатий. С фейерверком, когда публика, спускаясь по филармоническим ступеням, любовалась огнями и хотела вернуться:
Оркестр ныне приобрел титул местного значения, но весьма ценный. Слово «Губернаторский» не означает принадлежность, скорее значит ответственность и помощь. Причем взаимную. Губернатор Тулеев покровительствует Симфоническому оркестру Кузбасса. А тот, в свою очередь, помогает строить культурную среду, общество, где успехи музыки в том и состоят, что жизнь становится прекраснее:
Любовь ИВАНОВА, специально для «»