- 1024px
- 1280px
\\\"Черные дыры\\\" компании \\\"Киселевскуголь\\\"
Не берусь говорить о реальности или вымышленности полтергейста, но мистика в угледобывающем бизнесе, уж поверьте, существует. А как же еще, если не проделками потусторонних сил можно объяснить то, что сегодня происходит
в некогда одной из самых крупных и преуспевающих угольных компаний Кузбасса - «Киселевскуголь». Скажем, какое другое объяснение можно найти одной странной закономерности, которая никак не укладывается в элементарную экономическую схему: чем больше зарабатывает компания, тем беднее день ото дня становится городской бюджет. По сути одно из градообразующих предприятий Киселевска сегодня не может обеспечить нормальную жизнь ни себе, ни городу, хотя могло бы:
Правда, несуеверная областная власть истолковывает нищету «Киселевскугля» по-своему. Первый зам губернатора Валентин Мазикин называет происходящее в Киселевской компании финансовыми нарушениями. Пока сомнения в финансовой чистоплотности предприятия вызвал лишь один факт: в прошлом году гендиректор «Киселевскугля» Петр Герман безвозмездно, то есть даром, передал соседней угольной компании добычной комплекс стоимостью десятки миллионов рублей, приобретенный, кстати, под гарантии областного бюджета. За комплекс до сих пор не заплачена таможенная пошлина - «а это уже сотни миллионов рублей. И за это надо нести ответственность», - резюмировал вице-губернатор. Другие нелицеприятные факты областная власть пока не разглашает, и это вполне понятно. Ведь чтобы их назвать, надо эти факты сначала проверить и доказать. Этим сегодня и занимается комиссия Контрольно-счетной палаты Кузбасса. Как сказал собкору ЧС председатель палаты Владимир Красильников, цель ревизии - проверить, отчего городская казна Киселевска тощает день ото дня, ну а за одним, смотришь, и «делишки» единственного в городе угольного объединения всплывут - и новые, и старые:
Ну а пока попробуем самостоятельно проанализировать экономическую деятельность компании, пользуясь при этом довольно интересным документом, который нам показали в городской администрации. Сегодня «Киселевскуголь» владеет тремя шахтами и тремя разрезами. По результатам, к примеру, за май 2001 года, шахта «Дальние горы» перевыполнила план на 8,5 тысяч тонн угля. При себестоимости 321,6 рублей за тонну шахта продала уголь по цене 344,8 рублей. У шахты «Краснокаменская» результаты и того лучше: перевыполнение плана - почти 24 тысячи тонн угля, а разница между себестоимостью и продажной ценой составила более 100 рублей! При этом весь уголь реализуется за наличку. Казалось бы, налицо - стабильный и вполне весомый доход предприятий. Но при таких рекордных показателях «Краснокаменская» уплатила в июне налогов в бюджет 754 тысячи рублей, а «Дальние горы» при плане 1,5 миллиона рублей заплатила: 0,0. На третьей шахте «№12», если судить по цифрам, вообще происходит что-то непонятное. То же перевыполнение плана, только себестоимость угля значительно ниже цены: соответственно 443,7 рубля за тонну и 362,1 рубля. Зная, что шахта «№12» добывает дорогостоящий кокс, цена которому на рынке не меньше 650 рублей за тонну, поневоле допустишь мысль о вмешательстве нечистой силы. Но глава города Александр Наумов более прозаичен: «Это сплошная деза, которой нас постоянно пичкают в «Киселевскугле». Коксовый уголь объединение показывает как энергетику только по одной причине - чтобы скрыть доходы».
К слову, руководство компании вообще любит грешить, частенько бравируя прекрасными показателями на страницах местной печати. Вот лишь небольшая выдержка из статьи от 19 апреля 2001 года: «В Киселевске выгоднее всего продают добытый уголь предприятия УК «Киселевскуголь»:. Компания уверенно держит ценовое первенство не только у себя в городе, но и по многим маркам углей - по всему Кузбассу». Правда, уверенность эта сразу же пропадает, когда речь заходит о налогах - общая задолженность во все уровни бюджетов «Киселевскугля» сегодня достигает почти: полтора миллиарда рублей, или о зарплате рабочим - самой низкой в области! На той же шахте «Дальние горы» замороженный долг по зарплате составляет сегодня 8 месяцев, выплачивают только текущую - сущие копейки от 1,5 до 3 тысяч рублей! И это заработок горняка, труд которого всегда сопряжен с огромным риском для жизни и здоровья! Или вот еще строки: «На уровень ценоообразования в этой угольной компании влияет высокое качество углей: Однако немаловажен и такой фактор, как грамотная организация коммерческой работы в компании и, если хотите, - порядочность». Вот на этих понятиях «грамотности» и «порядочности» и хотелось бы остановиться подробнее:
В свое время «Киселевскуголь» «благополучно» избавился от четырех своих шахт. Ни для кого в городе не секрет, что гендиректор компании был очень дружен с одним из прародителей программы реструктуризации угольной промышленности в России (той самой программы, которую правительство само позже признало непродуманной и неверной) Юрием Малышевым. «Покажите образец закрытия шахт, а мы профинансируем социальные выплаты», - получил рекомендацию от Малышева Петр Герман. И поехало: «Киселевскуголь» пошел по самому легкому пути - закрытие коксовых шахт. К примеру, шахты «Карагайлинской», которая могла бы выдавать ценный уголь еще минимум как 20 лет. В результате погиб, в буквальном смысле этого слова, целый рабочий поселок. Более пяти тысяч людей сегодня здесь влачат жалкое существование без всякой надежды на будущее. Но это уже история для другой статьи, которая обязательно выйдет в ближайшем номере. Сегодня же многие специалисты признали, что действия руководства компании «Киселевскуголь» по закрытию угольных предприятий были не просто непрофессиональными, но даже преступными. Впрочем, цель-то, которую преследовала компания, видна невооруженным глазом - получение мощной финансовой господдержки, которой распоряжались так называемые ликвидационные комиссии. Денежных манипуляций (я бы сказала даже, махинаций) было не счесть. Приведу лишь два примера.
В свое время ликвидационная комиссия шахты «Тайбинская» заключила договор с фирмой в оффшоре - на рекультивацию земель. Планировалось в течение года перелопатить 48 миллионов кубов. Любой горняк скажет, что для такого объема работы требуется минимум три огромных экскаватора плюс 50 большегрузных машин. Но никаких телодвижений здесь не замечается до сих пор. А денежки тю-тю. Прямо какая-то заколдованная черная дыра:
А вот еще фактик. Три года назад в Киселевске разразился скандал - судили бывшего директора шахты «Карагалинская» И. Шатилова, который под шумок закрытия шахт и под водопад денег Мирового банка, финансировавшего эту программу, приобрел за баснословные суммы квартиры у теперь уже бывшего начальника ФСБ, тоже бывшего старшего опера из УГРО и: ныне здравствующего гендиректора «Киселевскугля» П. Германа и его главного бухгалтера. Все эти лица проходили в процессе как свидетели, хотя только ребенок не увидит их далеко не последнюю роль в этих сделках. А Шатилов же за нецелевое использование: 15 миллионов рублей получил один год с отсрочкой наказания. Позже был амнистирован. Комментарии, как говорится, излишни.
Однажды в Киселевск нагрянули гости из Всемирного банка реконструкции и развития. Они очень вежливо расценили расходование выделенных ими средств для закрытия шахт как «неэффективное». Больше всего гости недоумевали, где же новые рабочие места, этот пункт входит в перечень обязательных требований ВБРиР. Тогда средства по этой статье, которые в свое время получал «Киселевскуголь», передали городской администрации. С 1999 года в городе заработали множество малых и крупных предприятий, безработных шахтеров в городе сегодня единицы. Но другая проблема - как жить городу, когда «Киселевскуголь» продолжает «зажимать» налоги, осталась. «Объединение вполне может работать рентабельно и при этом кормить город, - считает мэр Наумов. - Для этого нужен только настоящий хозяин. Кто будет собственником, нам без разницы. Главное, чтобы думал не только о себе».
Дина ЛИНЬКОВА, «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»
Не берусь говорить о реальности или вымышленности полтергейста, но мистика в угледобывающем бизнесе, уж поверьте, существует. А как же еще, если не проделками потусторонних сил можно объяснить то, что сегодня происходит
в некогда одной из самых крупных и преуспевающих угольных компаний Кузбасса - «Киселевскуголь». Скажем, какое другое объяснение можно найти одной странной закономерности, которая никак не укладывается в элементарную экономическую схему: чем больше зарабатывает компания, тем беднее день ото дня становится городской бюджет. По сути одно из градообразующих предприятий Киселевска сегодня не может обеспечить нормальную жизнь ни себе, ни городу, хотя могло бы:
Правда, несуеверная областная власть истолковывает нищету «Киселевскугля» по-своему. Первый зам губернатора Валентин Мазикин называет происходящее в Киселевской компании финансовыми нарушениями. Пока сомнения в финансовой чистоплотности предприятия вызвал лишь один факт: в прошлом году гендиректор «Киселевскугля» Петр Герман безвозмездно, то есть даром, передал соседней угольной компании добычной комплекс стоимостью десятки миллионов рублей, приобретенный, кстати, под гарантии областного бюджета. За комплекс до сих пор не заплачена таможенная пошлина - «а это уже сотни миллионов рублей. И за это надо нести ответственность», - резюмировал вице-губернатор. Другие нелицеприятные факты областная власть пока не разглашает, и это вполне понятно. Ведь чтобы их назвать, надо эти факты сначала проверить и доказать. Этим сегодня и занимается комиссия Контрольно-счетной палаты Кузбасса. Как сказал собкору председатель палаты Владимир Красильников, цель ревизии - проверить, отчего городская казна Киселевска тощает день ото дня, ну а за одним, смотришь, и «делишки» единственного в городе угольного объединения всплывут - и новые, и старые:
Ну а пока попробуем самостоятельно проанализировать экономическую деятельность компании, пользуясь при этом довольно интересным документом, который нам показали в городской администрации. Сегодня «Киселевскуголь» владеет тремя шахтами и тремя разрезами. По результатам, к примеру, за май 2001 года, шахта «Дальние горы» перевыполнила план на 8,5 тысяч тонн угля. При себестоимости 321,6 рублей за тонну шахта продала уголь по цене 344,8 рублей. У шахты «Краснокаменская» результаты и того лучше: перевыполнение плана - почти 24 тысячи тонн угля, а разница между себестоимостью и продажной ценой составила более 100 рублей! При этом весь уголь реализуется за наличку. Казалось бы, налицо - стабильный и вполне весомый доход предприятий. Но при таких рекордных показателях «Краснокаменская» уплатила в июне налогов в бюджет 754 тысячи рублей, а «Дальние горы» при плане 1,5 миллиона рублей заплатила: 0,0. На третьей шахте «№12», если судить по цифрам, вообще происходит что-то непонятное. То же перевыполнение плана, только себестоимость угля значительно ниже цены: соответственно 443,7 рубля за тонну и 362,1 рубля. Зная, что шахта «№12» добывает дорогостоящий кокс, цена которому на рынке не меньше 650 рублей за тонну, поневоле допустишь мысль о вмешательстве нечистой силы. Но глава города Александр Наумов более прозаичен: «Это сплошная деза, которой нас постоянно пичкают в «Киселевскугле». Коксовый уголь объединение показывает как энергетику только по одной причине - чтобы скрыть доходы».
К слову, руководство компании вообще любит грешить, частенько бравируя прекрасными показателями на страницах местной печати. Вот лишь небольшая выдержка из статьи от 19 апреля 2001 года: «В Киселевске выгоднее всего продают добытый уголь предприятия УК «Киселевскуголь»:. Компания уверенно держит ценовое первенство не только у себя в городе, но и по многим маркам углей - по всему Кузбассу». Правда, уверенность эта сразу же пропадает, когда речь заходит о налогах - общая задолженность во все уровни бюджетов «Киселевскугля» сегодня достигает почти: полтора миллиарда рублей, или о зарплате рабочим - самой низкой в области! На той же шахте «Дальние горы» замороженный долг по зарплате составляет сегодня 8 месяцев, выплачивают только текущую - сущие копейки от 1,5 до 3 тысяч рублей! И это заработок горняка, труд которого всегда сопряжен с огромным риском для жизни и здоровья! Или вот еще строки: «На уровень ценоообразования в этой угольной компании влияет высокое качество углей: Однако немаловажен и такой фактор, как грамотная организация коммерческой работы в компании и, если хотите, - порядочность». Вот на этих понятиях «грамотности» и «порядочности» и хотелось бы остановиться подробнее:
В свое время «Киселевскуголь» «благополучно» избавился от четырех своих шахт. Ни для кого в городе не секрет, что гендиректор компании был очень дружен с одним из прародителей программы реструктуризации угольной промышленности в России (той самой программы, которую правительство само позже признало непродуманной и неверной) Юрием Малышевым. «Покажите образец закрытия шахт, а мы профинансируем социальные выплаты», - получил рекомендацию от Малышева Петр Герман. И поехало: «Киселевскуголь» пошел по самому легкому пути - закрытие коксовых шахт. К примеру, шахты «Карагайлинской», которая могла бы выдавать ценный уголь еще минимум как 20 лет. В результате погиб, в буквальном смысле этого слова, целый рабочий поселок. Более пяти тысяч людей сегодня здесь влачат жалкое существование без всякой надежды на будущее. Но это уже история для другой статьи, которая обязательно выйдет в ближайшем номере. Сегодня же многие специалисты признали, что действия руководства компании «Киселевскуголь» по закрытию угольных предприятий были не просто непрофессиональными, но даже преступными. Впрочем, цель-то, которую преследовала компания, видна невооруженным глазом - получение мощной финансовой господдержки, которой распоряжались так называемые ликвидационные комиссии. Денежных манипуляций (я бы сказала даже, махинаций) было не счесть. Приведу лишь два примера.
В свое время ликвидационная комиссия шахты «Тайбинская» заключила договор с фирмой в оффшоре - на рекультивацию земель. Планировалось в течение года перелопатить 48 миллионов кубов. Любой горняк скажет, что для такого объема работы требуется минимум три огромных экскаватора плюс 50 большегрузных машин. Но никаких телодвижений здесь не замечается до сих пор. А денежки тю-тю. Прямо какая-то заколдованная черная дыра:
А вот еще фактик. Три года назад в Киселевске разразился скандал - судили бывшего директора шахты «Карагалинская» И. Шатилова, который под шумок закрытия шахт и под водопад денег Мирового банка, финансировавшего эту программу, приобрел за баснословные суммы квартиры у теперь уже бывшего начальника ФСБ, тоже бывшего старшего опера из УГРО и: ныне здравствующего гендиректора «Киселевскугля» П. Германа и его главного бухгалтера. Все эти лица проходили в процессе как свидетели, хотя только ребенок не увидит их далеко не последнюю роль в этих сделках. А Шатилов же за нецелевое использование: 15 миллионов рублей получил один год с отсрочкой наказания. Позже был амнистирован. Комментарии, как говорится, излишни.
Однажды в Киселевск нагрянули гости из Всемирного банка реконструкции и развития. Они очень вежливо расценили расходование выделенных ими средств для закрытия шахт как «неэффективное». Больше всего гости недоумевали, где же новые рабочие места, этот пункт входит в перечень обязательных требований ВБРиР. Тогда средства по этой статье, которые в свое время получал «Киселевскуголь», передали городской администрации. С 1999 года в городе заработали множество малых и крупных предприятий, безработных шахтеров в городе сегодня единицы. Но другая проблема - как жить городу, когда «Киселевскуголь» продолжает «зажимать» налоги, осталась. «Объединение вполне может работать рентабельно и при этом кормить город, - считает мэр Наумов. - Для этого нужен только настоящий хозяин. Кто будет собственником, нам без разницы. Главное, чтобы думал не только о себе».
Дина ЛИНЬКОВА, «»