Окончила архитектурный институт в Екатеринбурге по специальности «Промышленный дизайн». В рекламе с 1993 года. Возглавляла отдел дизайна полиграфического предприятия, преподавала на кафедре дизайна УдГУ. Одновременно вместе с Анатолием Мухиным организовала дизайн-студию «Мухина». Сейчас совмещаю должность директора студии и креативного директора.
Деятельность студии: брендинг, разработка упаковки, создание торговых марок, логотипов, программ корпоративной идентичности, создание коммуникативных стратегий и программ продвижения ТМ. За время существования творческий коллектив студии разработал и воплотил более 400 успешных проектов. Нас отличает свой стиль, который можно безошибочно узнать во многих работах.
Любимые работы: серия календарей работа в типографии москвы «Пешта», календарь «Событие в подарок» для типографии «Парадигма», получивший в прошлом году «Эпику»; фирменные стили книжного магазина «Ча-Ща» и пиццерии «Еще». Из последних — айдентика для курорта «Сорочаны» и мультимедийная презентация РА «Инстинкт».
Креативное Обозрение: Есть ли специфика работы агентств в небольших городах, таких как Ижевск? В чем она конкретно выражается?
Анна: Недавно мой знакомый маркетолог сказал по поводу прогноза развития торговых сетей: «Все просто. Москва смотрит на Запад и перенимает это года за три. К вам придет через те же три года после Москвы». Эту тенденцию можно перенести и на рекламный рынок. В целом. Как на рекламистов, так и на их клиентов.
Теперь о частностях. Я живу в столице. В столице регионального масштаба. Когда разговариваю с журналистами и коллегами в Москве, да и с заказчиками тоже, мне часто задают вопрос «об отличии региональной рекламы от столичной». И вопрос этот задается как бы с высоты полета. Я «прижимаю уши», потому что вопрос мне неприятен. Но когда я приезжаю в другие города Удмуртии, то ловлю себя на мыслях и взглядах этакой «столичной штучки». И мне становится по-человечески понятно то ощущение взгляда сверху вниз, которое проистекает из чувства принадлежности к сообществу. В работе своей студии мы совсем не акцентируемся на разнице между работой в Москве или Ижевске. Наверно она есть. Но мне это не интересно. Интересно решать задачи наших Клиентов, которые работают в разных городах. Интересно ставить цели, ориентируясь на мировой уровень рекламы и дизайна. Такую планку я ставлю при разработке идей для своих Заказчиков. Эту же – для себя и своих сотрудников. Возможно это оттого, что у нас сейчас больше Заказчиков в Москве, чем в других городах и работать дистанционно, скажем с Мельбурном или Эмиратами уже становится обычным. Но дело даже не в этом. А в том, как ты себя ощущаешь. Где ты внутри своей головы очертил себе место.
Во время моего последнего жюрения фестиваля «Идея!» ко мне подходило много ребят из Новосибирска, Екатеринбурга, Перми с одним вопросом: «Скажите, ехать мне в Москву или нет? Ведь там такие заказчики, такая самореализация, а тут я прозябаю….». Мой ответ: «Поезжай, чтобы не упрекать себя потом, что мог и не сделал. Пробуй, борись, делай все возможное». Но для себя на этот вопрос я ответила по-другому. В этой точке пространства, где я нахожусь сейчас, будь то Ижевск, Тибет, Нью-Йорк или Сиануквиль, я буду поддерживать талантливых и интересных мне людей, тратить свою жизнь на реализацию их и своих талантов. Сегодня в дизайне. Завтра, может быть, в другом. И мне нравится, что, живя в Ижевске, мы сравниваем себя не с местными студиями и агентствами. Мне нравится, что нам есть куда расти и чему учиться. Мне нравится, что мы можем выбирать Заказчиков, и мне нравится, что мы можем предоставлять услуги достойные их выбора. Планка должна быть высокой. Во всем. Тогда не нужно оглядываться на конкурентов, а только успевать расти. Тянуться за планкой и ставить ее выше.
КО: Все говорят об узнаваемости работ студии Мухина, о некоем фирменном почерке. А как бы вы сами определили свои отличительные черты?
А.М.: Мы как-то определили их так: внимание к деталям; тактичность и самоирония; легкий, тонкий юмор; искренность; ясность и простота. Но это необъективно. И потом, Вы замечали, что почерк в течение жизни меняется? Так же и с нами.
КО: Какие работы ваших коллег-дизайнеров можно безошибочно отличить от других? Чей творческий стиль вам близок?
А.М.: Скажу про российских, чтобы было узнаваемо. Чайка, Логвин, Китаева, Депо-Дизайн, Директы. Особо – Остенгрупп. Некоторые работы «Волга-Волга».
КО:Расскажите поподробнее о творческом процессе в вашей студии. Кто за что отвечает, как рождается и реализуется идея?
А.М.: Есть дизайнеры, арт-директора, творческий директор, менеджеры проекта. Они все участвуют внутри студии. Копирайтеры, фотографы, иллюстраторы, социологи, маркетологи – с ними мы сотрудничаем по мере необходимости. Каждый проект задействует разное количество людей, поэтому процессы очень разные. Традиционно для нас, что каждый человек может попросить помощи или совета у любого члена студии. Тогда получается «худсовет». Малый или расширенный. Иногда рисуем идеи всей студией 2-3 дня. Раскладываем на полу и просеиваем сначала крупным ситом. На этой стадии идеи можно смешивать, развивать, дарить. После доработки уже отбираем жестко, заглядывая в бриф.
КО: Дизайн-студия «Мухина» – это ваше общее с мужем дело. Принято считать, что сложно провести черту между семьей и работой, а как это происходит у вас?
А.М.: Вот так сложно и происходит. Все перемешано. Я с этим уже не борюсь. Моя мама - керамист. И в детстве днем я спала у нее в мастерской на теплой полке для сушки керамики в обнимку с кувшинами и тарелками. Чего ж от меня ожидать?
КО: У вас большой опыт успешного участия в различных фестивалях. Поделитесь секретом успеха: как побеждать?
А.М.: А давайте снова прочитаем про завышенную планку….
КО: Какие у вас ближайшие фестивальные планы? Куда поедете, что будете выставлять?
А.М.: Мы в этом году как-то мало выставлялись. То жутко некогда, даже сайт забросили. То работа не успевает к конкурсу, то формат фестиваля и работа не подходят друг-другу. То приглашают в жюри этого фестиваля. Работ, которые хотелось бы показать, уже поднакопилось.
КО: Над чем сейчас работаете?
А.М.: Над чем работаем – это для нас табу, пока не сдадим Заказчику. Иногда по условиям договора, иногда из-за суеверия. Даже эскизы не выбрасываем. Сколько раз уже проверено: как только выбросишь эскиз, он тут же понадобится для дальнейшей доработки.
КО: Мы живем в очень динамичное время, мир меняется у нас на глазах. Какие изменения в российском дизайне произошли за последние годы, какие ждут нас в ближайшем будущем?
А.М.: Меня смущает фраза «российский дизайн». Здесь изменения медленные, менее заметные, чем в рекламе. А реклама разворачивается к человеку, старается подойти ближе, вплотную, не кричать, а говорить прямо в ухо. Наверно эта тенденция ставит более интересные задачи. Но не знаю, более ли она гуманна. Дизайнеры, кстати, к человеку относятся с большей любовью, чем рекламисты и маркетологи. У них в основе профессии – чтобы человеку было удобно. Подход в дизайне «от человека», а не «от товара». Мне бы хотелось, чтобы эта тенденция развивалась.
КО: Вот такая ситуация. Небольшая рекламная студия придумывает интересную идею, реализует ее, заказчик счастлив, и тут выясняется – что это где-то уже было… Что делать творцам, когда их идея оказывается вторичной, как реагировать?
А.М.: Во-первых, все уже когда-то было. Никто не застрахован от «изобретения велосипеда». Но это не так уж часто случается, если ты все-таки по-честному работаешь. Не подглядываешь, не копируешь. Не нужно реализовывать первое пришедшее в голову. Очень часто это неосознанно усвоенная информация об уже существующем. Ну, и что делать, если случилось? Исправлять, по возможности, ситуацию.
КО: Откуда лично вы черпаете вдохновение? Что порекомендуете почитать, посмотреть, послушать, чтобы получить хороший творческий заряд?
А.М.: Вдохновение зависит от тонкости натуры. У кого что. Вот сегодня наш дизайнер после обсуждения работы забрала у меня меню кафе, привезенное из Лондона, потому что оно ее вдохновляет: «Не могу сказать почему, но когда на него смотрю, мне хочется рисовать».
Ну-у-у.. Посоветовать… Три совета:
1.Перед работой посмотреть книги или альбомы по искусству, архитектуре, иллюстрации – все, что радует глаз. Такая визуальная зарядка.
2.Собирать свою копилку идей. Папка или коробка, куда будут складываться вырезки из журналов, бумажки с пришедшими в голову мыслями, почеркушки, всякие билетики-открытки-ерундовины, которые показались Вам интересными. Иногда эту папку просматривать.
3.Внимательно наблюдать за всем, что происходит в Вашей жизни. Из мелочей, наблюдений, разговоров, прочитанных книг, уличных сюжетов вырастают самые лучшие идеи.
Аня, спасибо вам за интервью! Вы - просто великолепны, впрочем, как и всегда!
02.10.2007 15:47 | Мария
Согласна. Очень... теплое, что ли... интервью получилось. Спасибо!
02.10.2007 19:23 | Илья Александров
Хм. Понравилось интервью. Не ждал от себя, что прочту его с таким удовольствием. Очень точные, лаконичные и законченные мысли. Хорошие советы по поводу копилки идей.