Экосертификаты и гринвошинг: кому верить?

Никогда такого не было и вот опять. Компании массово вводят в заблуждение покупателей, желающих приобрести у них экологичную продукцию. Для этого они помещают на своих товарах значки, свидетельствующие о наличии сертификатов. Вот только по факту эти сертификаты они не получают и даже не пытаются. Зачем менять состав или способы производства продукта, если можно просто пририсовать значки. И покупателей снова станет много.
 
Впрочем, в этом нет ничего необычного. Такое случается сплошь и рядом, поскольку в России никто не контролирует использование приставки эко-. Достаточно зайти в любой супермаркет, чтобы в этом убедиться. И я бы могла просто пройти мимо, если бы случайно не обнаружила экомаркировку «Голубой ангел» на тех самых кремах для лица— из синтетических материалов, по цене чугунного моста. Они якобы все морщины разглаживают, а еще кожу питают, увлажняют и защищают. Универсальные продукты, одним словом. На всех кремах марки Gotua стоит знак «Голубюой ангел». «Голубой ангел» — экологическая маркировка первого типа, которая была создана аж в 1978 году в Германии. Стандарты «Голубого ангела» оценивают продукты по жизненному циклу.
 
Прислушавшись к своей интуиции, я решила проверить правомерность использования маркировки. Поскольку «Голубой ангел» входит во Всемирную ассоциацию экомаркировки (GEN), как и наш «Листок жизни», я очень быстро получила подтверждение, что компания Gotua не сертифицирована по стандарту «Голубого ангела», а значит Gotua использует маркировку незаконно.
 
Одновременно с этим в моём распоряжении оказался скриншот ответа от представителя компании распространителю, который по моей просьбе сделал запрос по поводу маркировки. Как следует из этого ответа, сертификат «Голубой ангел» есть у компании, которая делает УПАКОВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ (то есть совсем не крем). Правда это или нет — я не знаю, но даже если правда, даже если производитель упаковки сертифицирован по стандарту «Голубой ангел», это не даёт Gotua права размещать экомаркировку на упаковке.
 
Дело в том, что стандарт «Голубой ангел» предполагает оценку всего жизненного цикла продукта, это значит, что сам продукт (в этом случае крем) тоже должен быть сертифицирован. Разъяснения об этом есть на сайте сертифицирующего органа, где чётко прописаны правила использования знака.
 
Что же получается? А получается, что Gotua вводит потребителя в заблуждение, размещая маркировку «Голубого ангела» на упаковке, поскольку позволяет предположить, что сертифицирована сама продукция, а не упаковка.
 
Кроме того, компания, которая имеет право использовать маркировку «Голубой ангел», не должна «передавать» её какой-то другой компании — за такое можно лишиться маркировки.

Почему же компании этого не боятся?

Все просто: они знают, сколько и кому заплатить, чтобы избежать негативных для себя последствий. Поэтому абсолютно не боятся ни штрафов, ни лишения лицензии, ни, уж тем более, разрушения репутации. Если у вас много времени и моральных сил, можете потратить их на подачу исков против компании, незаконно поставившей на свою продукцию знак экологической безопасности. Но для этого сначала нужно доказать, что его у компании на самом деле нет. Чтобы сделать это, проще всего посетить официальную страницу фонда, выдающего сертификаты, и показать, что в списке сертифицированных компаний, того изготовителя, на которого вы жалуетесь, нет. Или получить от него официальный ответ. Это, кстати, вам удастся вряд ли, потому что хоть компании и не боятся ответственности, сами себе рыть могилу они не будут. Поэтому вам остается довольствоваться только присутствием или отсутствием компании в списке сертифицированных. Дальше дело юристов, котрых вам придется привлечь к процессу, если вы действительно хотите наказать обманщиков.

Источник: Креативное обозрение на idea.ru

Обсуждаем

  1. 28.06.2021 14:15 | Алексей Радкевич
    Классная статья! Спасибо за советы)
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ