Саинхо Намчилак: «На мои концерты случайная публика не приходит»

В рамках культурной программы VI Международной музейной биеннале в Красноярске выступили знаменитая тувинская певица Саинхо Намчилак, почти полтора десятка лет живущая в Европе, и не менее знаменитый российский музыкант Сергей Летов, известный своими работами с Сергеем Курехиным и ансамблем «Три О».   Саинхо Намчилак, окончившая музыкальное училище им. Гнесиных, известна тем, что соединяет импровизационную, фри-джазовую манеру пения с обращением к этнической музыке народов Сибири и Севера. На Западе издано около 30 ее дисков. Сергей Летов - одна из самых значимых фигур в мире авангардной музыки и фри-джаза, участник множества международных проектов. Работает в кино, театре, выступал и записывался с самыми известными артистами. Перед концертом САИНХО НАМЧИЛАК и СЕРГЕЙ ЛЕТОВ ответили на вопросы корреспондента «КС» СЕРГЕЯ САМОЙЛЕНКО. - Как давно вы не выступали в Сибири? Саинхо Намчилак: - Последний раз я выступала в Сибири в 1989 году на фестивале «Джаз и фольклор», который проходил в Абакане. На том фестивале я впервые выступила с короткой сольной программой и встретила многих друзей. С тех пор я выступала только в самой Туве. Было почти VIP-выступление на кинофестивале в Ханты-Мансийске перед звездами кино и гостями. А перед широкой публикой выступить так и не удалось. - Что представляет из себя программа, с которой вы будете выступать? Сергей Летов: - Мы представим концерт Саинхо Намчилак, который называется «Кто украл небо?» (Who stole the sky?). Эта программа много раз записывалась на диски, некоторые песни из нее номинированы на премию BBC как лучшие песни года. В первой записи диска принимал участие знаменитый американский саксофонист Дэвид Роттенберг, и я считаю, что мне выпала большая честь заменять его в российской версии. Мы сотрудничаем с Саинхо с 1989 года, выступали вместе в составе ансамбля «Три О», которому, кстати, в этом году исполняется 20 лет. На днях в Англии вышла пластинка этого ансамбля с участием Саинхо. Ближайшее выступление «Три О» и Саинхо запланировано в Ницце, потом в Зальцбурге и Берлине. На родине нашей музыкой, к сожалению, интересуются меньше. - Саинхо, с чем связан интерес, испытываемый на Западе к музыке народов Сибири? Саинхо Намчилак: - Так называемую овертоновую музыку как направление в музыковедении и акустике изучают множество ученых. Если посмотреть на историю музыки, то можно увидеть, что она развивалась от простого строя к современным гармониям и новым способам записи звука, электронике, сэмплированию. И именно сейчас возник интерес к тому, как вообще построен звук, помимо таких его параметров, как высота и темпоритм. Таким образом, сибирская музыка попала в «спот», в луч прожектора. Вдобавок есть интерес к древним восточным философским и медицинским практикам, шаманизму, биоакустике. - Кто составляет вашу аудиторию в России и на Западе? Саинхо Намчилак: - Я не хочу называть тех, кто придет на наш концерт, элитой. Но очевидно, что они слушают немного более сложные вещи, чем «два притопа, три прихлопа». Хотя такая музыка является частью культуры, и об этом надо помнить. Культуры, конечно, массовой. Что касается нынешнего положения в музыке, я только могу себе представить, что высокое искусство в России все равно остается уделом небольшого круга почитателей, как и в Европе. Когда выступаешь на фестивалях Open Air на полторы-две тысячи слушателей, использование каких-то простых мелодий тувинских народных песен очень помогает - публика хорошо реагирует на них. И уже потом «контрабандой» протаскиваешь какие-то фри-джазовые вставки... Публику это не раздражает, поскольку сейчас их можно встретить даже в танцевальной музыке. Современная музыка (и авангардная в том числе) уже звучит на всех уровнях, и это естественно. Я думаю, на мои концерты приходит публика не случайная, а только та, которая имеет четкие концепции отношения к жизни. Сергей Летов: - Человек, который слушает музыку «три аккорда», который смотрит передачи «Дом-2» и «Фабрику звезд», уверен, что в мире существует только такая музыка и только такая культура. А есть еще «ненормальные», которые слушают музыку другую. Но иногда человек сталкивается с другой музыкой и понимает, что его всю жизнь сильно дурили. Существует то, что в романе Кена Кизи называется «комбинат», - грандиозное сооружение государства, средств массовой информации, крупных корпораций, пиратских фирм, воспроизводящих весь этот трэш, идущий с Запада. Ухо человека адаптируется к звукам, и если постоянно слушать этот мусор, начинаешь воспринимать его как норму. А другую музыку - наоборот, как сбой. Но некоторым этот сбой нравится. Это протестная часть аудитории. Я уже в компании два года.Никакого кидалова за это время небыло.Это компании не выгодно.Обращаюсь к копирайтерам,которые за деньги пишут всякую фигню про компанию Я, допустим, думаю, что интерес к этнической музыке в Москве обусловлен именно протестом. Люди хотят услышать не то, что звучит из телевизора и передают FM-станции, крутящие один и тот же плей-лист. Ведь у нас нет радиостанций, передающих джаз и классику.

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ