Железный спрос

Прогнозы кузнецких металлургов начинают сбываться: продукция новокузнецких предприятий черной металлургии становится все более востребованной на российском рыке — в основном за счет развития машиностроительной отрасли и сферы строительства. Исключением из этой тенденции стало ферросплавное производство, которое на российском рынке теряет свои позиции, однако эти потери компенсируются увеличением экспорта. По мнению экспертов, металлургам для упрочения своих рыночных позиций необходимо активнее заниматься ресурсосбережением, а также повышением качества выпускаемой продукции и расширением ее ассортимента. Ферросплавы растут, чугун падает Новокузнецк на российской карте черной металлургии представлен тремя крупными предприятиями — ОАО «Новокузнецкий металлургический комбинат« (НКМК), ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат» (ЗСМК) и ОАО «Кузнецкие ферросплавы». Они производят очень широкий спектр металлургической продукции, охватывающий потребности различных секторов рынка. При этом первые два комбината входят в структуру «Евраз Груп С.А.», третий — в Урало-Сибирскую горно-металлургическую компанию. Если говорить о НКМК, то это предприятие способно производить более 150 видов стали рельсовых и конструкционных марок. Основная же продукция НКМК — железнодорожные рельсы для высокоскоростных магистралей, в том числе низкотемпературной надежности, повышенной износостойкости и контактной выносливости, а также другие элементы верхнего строения железнодорожного пути. Доля НКМК, по оценкам экспертов, в отечественном рельсовом производстве составляет около 70%, а в мировом — порядка 9%. Кроме того, комбинат является в России единственным предприятием, выпускающим трамвайные рельсы и рельсы для метрополитенов. Согласно исследованиям Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института (Москва), ОАО «НКМК» по объемам выпуска рельсовой продукции входит в первую пятерку крупнейших производителей наряду с предприятиями Китая (в городах Аншань, Далянь, Баотоу) и России (Нижний Тагил). В целом номенклатурный ряд выпускаемой НКМК продукции насчитывает более 100 единиц: сортовой прокат, заготовка для переката, швеллер, уголок, шары стальные мелющие, лист горячекатаный, чугун передельный и литейный, трубная заготовка, а также судовая сталь для речного судостроения. На долю ЗСМК приходится около 10% общероссийского производства готового проката. Комбинат производит ряд видов металлопроката строительного и конструкционного сортамента. При этом ЗСМК входит в число девяти крупных металлургических комбинатов, на которых в основном сосредоточено производство стали и стального проката в России. ЗСМК не ограничивается собственно только металлургическим производством, а включает еще ряд производств, в частности, коксохимическое, аглоизвестковое, сталеплавильное, прокатное и сталепрокатное, а также доменный цех. Таким образом, предприятие представляет собой производство полного цикла продукции. «Кузнецкие ферросплавы» являются крупнейшим производителем ферросплавов, кварцита и микрокремнезема на российском рынке. За первое полугодие 2008 года «Кузнецкие ферросплавы» демонстрируют рост производства на уровне 7–8% по сравнению с прошлым годом. Что же касается НКМК, то у этого предприятия динамика объемов производства разных видов продукции неоднозначна. Так, производство чугуна в 2007 году составило 81,32% от объемов производства 2006 года — 1472 тыс. тонн в физическом выражении. При этом производство стали в 2007 году выросло по отношению к 2006 году на 1,18% и составило 1457 тыс. тонн, а производство проката — на 3,41%, составив 1758 тыс. тонн. «Снижение производства чугуна и кокса связано с закрытием доменной печи N 4 со II квартала 2007 года», — пояснили в региональном центре корпоративных отношений «Сибирь» ООО «ЕвразХолдинг». Та же тенденция коснулась и ЗСМК, сообщили в РКЦО «Сибирь» «ЕвразХолдинга» — на этом комбинате в 2007 году производство основных видов продукции оказалось «ниже уровня 2006 года по всем переделам, что обусловлено остановкой доменной печи N 1 на капитальный ремонт первого разряда с июня по октябрь». По объемам производства чугуна в 2007 году падение составило по отношению к 2006 году 11,8% — до 5246,2 тыс. тонн, по объемам производства стали — на 10,7% (до 6535 тыс. тонн) и по объемам производства товарного проката — на 11,9% (до 5859,7 тыс. тонн). Руководство «Евраза» не видит ничего страшного в подобном снижении производства на одном из своих активов. «По сравнению с 2006 годом «Евраз» снизил объемы выплавки чугуна по российским площадкам, — комментирует ситуацию вице-президент «Евраза» по управлению металлургическими активами Максим Кузнецов. — В 2007 году это было связано с масштабной реконструкцией доменной печи на «Запсибе«. Печь была отремонтирована в рекордно короткие сроки — за 106 суток. Однако сейчас можем с уверенностью сказать, что мы вышли на необходимые параметры стабильной работы». Динамика спроса По мнению экспертов металлургического рынка, ассортимент новокузнецких предприятий вполне соответствует сегодняшним потребностям рынка — и не только российского. «На наш взгляд, представленный на НКМК ассортимент продукции соответствует современным потребностям рынка, — считает аналитик ИК «ФИНАМ» Денис Горев. — Основной продукт предприятия — рельсовая продукция — в последние несколько лет пользуется повышенным спросом на рынке. Что касается ЗСМК, то в сбыте продукции этого предприятия немаловажную роль играет то, что комбинат входит в состав группы «Евраз«, поэтому продукция ЗСМК находит применение как на российском, так и на зарубежных рынках». По данным самого «Евраза», основным клиентом НКМК является ОАО «РЖД» — крупнейший потребитель рельсов в мире. Так, на «Российские железные дороги» поставляется около 700 тыс. тонн, или 60% рельсов «Евраза» (произведенных на российских площадках) в год, из которых около 500 тыс. тонн — рельсы ОАО «НКМК». Рельсы поставляются также на экспорт, в основном в страны ближнего зарубежья. Основные внутренние рынки сбыта продукции НКМК расположены в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке. Значительная доля рельсовой продукции поставляется в центральную часть России и Поволжье (более 50% общего потребления данных регионов). Основными экспортными рынками сбыта являются страны СНГ и Юго-Восточной Азии (Китай, Монголия и КНДР). Для ЗСМК основным рынком сбыта, по информации самого предприятия, является Россия. Так, по данным годового отчета ОАО «ЗСМК» за 2007 год, в прошлом году выручка от поставок продукции на внутренний рынок составила более 60 млрд руб., в страны СНГ — более 6,6 млрд руб., в страны дальнего зарубежья — более 20,6 млрд руб. Основными потребителями продукции ЗСМК в СНГ являются Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Украина и Узбекистан. Среди стран дальнего зарубежья — Великобритания, Германия, Китай, США и Швейцария. «Кузнецкие ферросплавы», производящие, по собственной оценке, около 51,5% всех ферросплавов в России, поставляют свою продукцию как на внутренний рынок, так и на экспорт. При этом эксперты отмечают постепенное сокращение потребления ферросплавов на внутреннем рынке. «Это падение составило примерно 3% в первом полугодии 2008 года, — говорит Денис Горев. — В связи с этим потенциал роста производителей ферросплавов был направлен главным образом на внешние рынки. Рост экспорта продукции российских производителей составил около 15% по итогам полугодия. Сегодня наблюдается сокращение экспорта продукции ферросплавных заводов в США. При этом основным экспортным партнером остаются Нидерланды, но также расширяются каналы поставок на турецкие и японские рынки. Эти рынки мы и считаем наиболее перспективными направлениями для российских ферросплавных компаний». А вот для производителей рельсов, стального проката и трубной продукции, напротив, по мнению аналитиков, весьма перспективным будет российский рынок. «Спрос на продукцию предприятий черной металлургии на внутреннем рынке постепенно растет, — говорит Денис Горев. — По нашим оценкам, в перспективе до 2015 года внутренний рынок в значительной степени должен вытеснить экспортные поставки. О растущей потребности увеличить поставки металлопродукции на внутренний рынок говорят увеличение оборонного заказа, локализация сборочного производства автомобилей зарубежных марок, увеличение производства отечественных автомобилей, рост темпов строительства, а также активизация вагоностроения и расширения железнодорожной инфраструктуры. Кроме того, рост внутреннего потребления черных металлов связан с развитием предприятий машиностроения, на которые приходится более 40% внутреннего потребления черных металлов». Впрочем, о том, что на внутреннем рынке ожидается рост спроса на металлопродукцию, руководители НКМК и ЗСМК говорили еще в начале 2006 года. Тогда стартовал национальный проект «Доступное жилье», и металлурги прогнозировали рост спроса на свою продукцию именно в сфере жилищного строительства. И прогнозы новокузнецких металлургов подтвердились уже итогами 2007 года. Так, если в 2007 году ЗСМК поставил на внутренний рынок продукции более чем на 60 млрд руб., то в 2006 году эта сумма составляла только 39,3 млрд руб. А поставки продукции комбината в страны дальнего зарубежья в 2007 году, наоборот, сократились — до 20,6 млрд руб. с 28,9 млрд руб., имевших место в 2006 году. Тем не менее эксперты считают, что мировой рынок сохраняет достаточно высокую потребность в ряде видов продукции российских предприятий черной металлургии — в частности, стальной продукции, проката и чугуна. А внутри России будет нужна металлопродукция не только для строительной отрасли и машиностроения, но и сохранится потребность в рельсах. Упрочение позиций Нынешняя благоприятная конъюнктура на российском и мировом рынках — не повод останавливаться на достигнутом. «Несмотря на адаптацию металлургического сектора к рыночным условиям, его технико-технологический уровень и конкурентоспособность ряда видов металлопродукции нельзя считать удовлетворительными, — полагает Денис Горев. — Основной проблемой металлургического сектора является высокая изношенность основных фондов, в связи с чем предприятиям необходимо произвести модернизацию производства, что, безусловно, положительно скажется на ассортименте и качестве производимой продукции». Специалисты НКМК в свою очередь считают, что рост производства на предприятии в прошлом году «сопровождался повышением качественных показателей, главным из которых являлся общий выход рельсов первого сорта, рельсов первого сорта в длине 25 000 мм и термоупрочненных рельсов первого класса (категории Т1), выход которых составил 96,53%, что выше уровня 2006 года на 0,57%». Это стало возможным, по данным руководства НКМК, «за счет успешного освоения технологии нагрева металла под прокатку в новой методической печи рельсобалочного цеха и обеспечения 100% внепечной обработки рельсовой стали на двух агрегатах ковш-печь». ОАО «РЖД», являющееся основным потребителем рельсовой продукции НКМК, планирует существенно увеличить объемы закупок рельсов (до 1 млн тонн в год), однако это желание железнодорожников сопровождается требованием к качеству. «Планируя дальнейшее развитие рельсового производства на комбинате, мы исходим прежде всего из требований нашего основного потребителя — ОАО «РЖД» — как в отношении объемов, так и в отношении качества поставляемой продукции, — говорят специалисты НКМК. — Разработанный план реконструкции рельсового производства ОАО «НКМК» ориентирован на обеспечение возможности удовлетворения самых высоких требований к рельсам. Сейчас проходят испытания произведенной на комбинате партии рельсов, отвечающих требованиям высокоскоростного движения, что даст возможность получить соответствующий сертификат для их массового производства. А утверждение и реализация до конца 2009 года инвестиционного проекта по реконструкции рельсобалочного цеха дадут возможность своевременно обеспечить потребности ОАО «РЖД« в рельсах самого высокого качества». Если говорить о других видах продукции, то на рынке стального листа НКМК значительно усилил свои позиции по листовому металлопрокату в Уральском регионе, а в Сибирском регионе комбинату удается сохранять лидерство, несмотря на высокую конкуренцию. «Основной задачей при реализации листового металлопроката в 2008 году будет удержание своих позиций в регионах с максимальной экономической привлекательностью», — считают на комбинате. На ЗСМК также отмечают рост конкуренции: «В настоящее время основными конкурентами ЗСМК являются Челябинский и Магнитогорский металлургические комбинаты. ММК, проведя реконструкцию своего сортового производства, значительно усилил конкурентную борьбу в области сортового проката в связи с вводом в эксплуатацию на ММК новых сортовых станов. Помимо внутренней конкуренции, ожидается ужесточение конкуренции продукции ОАО «ЗСМК« с аналогичной продукцией зарубежных предприятий. Среди них стоит отметить Украину и особенно КНР, черная металлургия которой развивается стремительными темпами на основе самых передовых технологий». Представители же «Кузнецких ферросплавов» основными факторами риска называют рост цен на электроэнергию, сырье и железнодорожные перевозки, а также снижение спроса и цен на ферросплавную продукцию. Новокузнецкие предприятия черной металлургии занимают достаточно прочные рыночные позиции. Однако чтобы их не потерять, предприятиям необходимо обеспечить ресурсосбережение и повышение конкурентоспособности металлургической продукции. «Под повышением конкурентоспособности металлургической продукции мы понимаем расширение номенклатуры и повышение качества продукции, — говорит Денис Горев. — В данном направлении ряд предприятий уже предпринимает определенные шаги, инвестируя в модернизацию производственных мощностей. По нашим оценкам, расширение ассортимента ЗСМК обусловлено в первую очередь потребностями иностранных рынков. Средства же на выполнение инвестиционных программ металлургические компании получают во многом благодаря благоприятной конъюнктуре на рынке и высоким ценам на продукцию». Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ