Терпение бумаги

Открывшаяся 23 сентября в Новосибирском художественном музее IV Международная биеннале современной графики становится крупнейшим за Уралом (если не во всей России) мероприятием подобного рода. В этом году число присланных на конкурс работ превысило 600 штук, в нем участвуют 215 художников из 34 стран мира, включая такие отдаленные, как, например, Новая Зеландия. Самым скандальным проектом биеннале стала «Процессия» Лукаса Пуша. Фото Михаила ПЕРИКОВА Можно даже пошутить, что представлены все континенты, кроме Антарктиды. Шутки шутками, а бессменному куратору биеннале Владимиру Назанскому и присоединившемуся к нему в этот раз Андрею Мартынову удалось сделать выставку по-настоящему масштабной. Эксперты отбирали работы с помощью Интернета, что значительно упрощало процедуру отбора. Поддержку биеннале оказали самые различные культурные организации и учреждения зарубежных стран — министерства культуры, институты, фонды. Благодаря этому удалось пригласить в Новосибирск многих участников. Впервые каталог биеннале был готов уже к открытию. Словом, выставка стала событием. Значение Новосибирской биеннале оценили даже за пределами России — на старейшую европейскую графическую биеннале в Любляне от России в этом году была приглашена экспозиция, которую составлял Владимир Назанский. Структура экспозиции биеннале в этом году унифицирована — кроме нескольких персональных выставок победителей предыдущих биеннале, остальные работы представлены в национальных проектах: зал Франции, зал Бельгии, зал Латинской Америки, а также, например, Японии и Киргизстана. То есть имеется возможность сравнить понимание графики художниками разных стран и даже континентов. По идее японцы должны бы отличаться от австралийцев. Но биеннале показывает, однако, что принципиальных различий не имеется (или их может заметить лишь искушенный взгляд профессионала) — выставлена по большей части нефигуративная графика, тематика работ расплывчата, и отличаются авторы в основном лишь по используемой технике. Мелькающие иногда в плотной развеске национальные мотивы являются скорее исключением. Через час после открытия премии уже были присуждены. Церемония объявления победителей, которую вел на русском и английском языках искусствовед «Эрмитажа» Андрей Лепорк, превратилась в увлекательное шоу, в бенефис артиста разговорного жанра. Но как бы остроумен и убедителен ни был член жюри, большая часть местных участников, собравшихся на церемонию раздачи слонов, в объективность судей, как показалось, не поверили. Победители определялись в трех категориях: графика уникальная, графика печатная и графика компьютерная. Гран-при биеннале получил бельгийский художник Гирт Опсонер, выставивший, кроме примитивистского толка работ, еще и пару галош, на подошве у которых выгравирована какая-то надпись, — каждый может обуться в них, наступить в краску и оставить отпечаток на бумаге. Ибо графика в широком смысле — это все, что нарисовано и напечатано на бумаге. В разделе традиционной печатной графики первую премию получил финн Юхо Карьялайнен, в разделе станковой графики — Сергей Брюханов (Россия, Нижний Тагил), в номинации «Современные технологии» (графика, выполненная с использованием компьютера) — Кристоф Меул (Бельгия). Кроме того, специальными номинациями отмечены следующие художники: Гирт Опсомер — за оригинальность концепции, Акико Танигути (Япония, Канада) — за высокое техническое мастерство и профессионализм, и Ивонн Риис (Тасмания, Австралия) — за лучший кураторский проект. Сложность работы международного жюри понять можно — среди огромного количества технически безупречных, но не запоминающихся работ выбрать победителей затруднительно. Если действительно считать графикой любые изображения на бумаге, то бумаге приходится терпеть многое. И не бумаге — тоже. В прошлые годы призы получали работы, выполненные на листовом железе,на бумаге ручного литья, на строительной капроновой сетке. Награждение бельгийских галош — очень радикальный жест жюри, вызвавший бурную реакцию сибирских художников, не признающих никакого другого материала, кроме бумаги. Другим скандальным проектом биеннале стал хеппенинг «Процессия» австрийского художника Лукаса Пуша — при помощи добровольцев из числа новосибирских художников, журналистов и просто любителей прекрасного он устроил шествие с картинами, написанными битумным лаком, по центру города — от музея до Оперного театра и обратно. Сюжеты работ были, мягко говоря, провокационными — Гагарина, например, изобразили с ампутированными верхними и нижними конечностями, зато в шлеме и с детородным органом. Цель хеппенинга, как и положено в актуальном искусстве, — достичь реакции публики, лучше всего реакции скандальной. Публика реагировала довольно вяло. Но интерес к хеппенингу все же был выше, чем к выставленным в музее работам — после ажиотажа в день открытия интерес к биеннальной экспозиции ощутимо падает и в последующие два месяца зрителей в залах почти не встретишь. Говорить о перспективах биеннале можно с осторожным оптимизмом. Международный состав участников организаторы собирать научились, средства на проведение выбивать из областного бюджета умеют. Дело за малым: вписать биеннале в культурную (даже шире — в общественную) жизнь города и региона в целом. А для этого стоит подумать о более разнообразной программе, об интриге, связанной с темой биеннале (обычно на всех биеннале задается какая-либо тема, хотя и вполне абстрактная), которая могла бы стимулировать интерес зрителей. Наконец, введение элементов шоу, от чего никуда не деться. Ибо графика сама по себе — искусство консервативное, широкой публике не очень понятное и интересное. И этот интерес надо научиться вызывать и поддерживать. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ