Сломать стереотип

На прошедшем в Новосибирске форуме Intel для разработчиков (IDF) присутствовала компания из Тюмени с названием, имеющим мало общего с ИТ-отраслью, - «Запсибнефтесервис». В то же время эта компания, являясь одним из крупных игроков тюменского компьютерного рынка, уже два года собирает и продает ноутбуки под брэндом ZSNS. Этот факт демонстрирует одну из последних тенденций ИТ-рынка: переход ноутбуков в разряд массовых товаров. Заметив эту тенденцию, сразу несколько сибирских компаний начали выпускать ноутбуки под своими торговыми марками. Однако эксперты рынка полагают, что этот путь окажется тупиковым.   Фото Михаила ПЕРИКОВА Сегодня, покупая настольный компьютер, человек чаще всего не задумывается о его названии - ему важны цена и характеристики. Однако такого пока нельзя сказать о ноутбуках. При прочих равных условиях покупатель, не задумываясь, выбирает «западный» ноутбук - в силу стереотипа о его более высокой надежности. В то же время сибирские и некоторые российские компании не оставляют попыток изменить предпочтения покупателей и начинают продавать ноутбуки под собственными малоизвестными брэндами. В начале весны о сборке ноутбуков под брэндом CTR объявила группа компаний «СиТиГруп» (Барнаул-Новосибирск), ранее выпускавшая только настольные ПК. Компания располагает собственной розничной сетью (в Новосибирске - салоны «Матрица»), в которой и продает ноутбуки. По словам руководителя департамента маркетинга группы компаний «СиТиГруп» Елены Струковой, о первых результатах продаж говорить рано. «Ноутбуки CTR поступили в нашу розничную сеть 2,5 месяца назад, в начале апреля. К настоящему моменту мы еще не располагаем достаточным количеством данных по статистике продаж, на основе которых можно формировать адекватные планы. Пока доля ноутбуков нашей торговой марки не слишком велика. Говорить о конкретных показателях мы намерены в начале сентября. Если же говорить о предварительных ожиданиях, то мы рассчитываем на долю до 25% от общих объемов реализуемых ноутбуков», - надеется Елена Струкова. Год назад «КС» писал о начале продаж ноутбуков томской компанией «Стек». Однако первый опыт оказался неудачным - компания не выдержала конкуренции со стороны более именитых брэндов. «Сейчас мы планируем вернуться на этот рынок, правда, уже с более серьезным предложением, - обещает руководитель отдела продаж компании «Стек» Дмитрий Корнев. - Это будет достаточно широкая линейка ноутбуков в большей своей массе на последней платформе Intel Centrino с кодовым названием Sonoma, причем ориентированная на средний ценовой сегмент. Мы планируем оснащать эти модели лицензионным ПО от Microsoft, но по желанию заказчика можем продать и без него». По мнению Дмитрия Корнева, существенные объемы продаж местных компаний могут иметь место только в том случае, если цена будет ниже, чем у западных аналогов, на 10-15%. В компании «СиТиГруп» также решили ориентироваться на средний ценовой сегмент. «Перед тем как начать производство ноутбуков под собственной торговой маркой, мы проанализировали продажи в наших торговых сетях. Результаты анализа показали, что наиболее интересны для покупателей модели, которые можно отнести к среднему ценовому сегменту. Например, в 2004 году доля таких ноутбуков в общих продажах составила почти 50%. Для сравнения - доля продаж ноутбуков меньшей ценовой категории равнялась 24%, а дорогих моделей - около 26%. К тому же на протяжении всего анализируемого периода мы наблюдали стабильный рост продаж в среднем ценовом сегменте», - отмечает Елена Струкова. Кроме того, на всякий случай в компании клиентам предоставляют возможность заказывать необходимую конфигурацию ноутбука. В то же время не все участники рынка уверены в успехах сибирских компаний. Например, директор новосибирской компании «Компьютерград» Сергей Касатиков считает, что заниматься сборкой ноутбуков региональным компаниям невыгодно из-за высокой конкуренции со стороны западных вендоров. А руководитель отдела региональных продаж дистрибьюторской компании ELKO (Москва) Олег Репников полагает, что производство ноутбуков региональными компаниями было действительно интересно и актуально примерно год назад, теперь же в этот сегмент активно приходят западные компании, такие как Acer или Fujitsu-Siemens, и мелкие компании, которые и без того имели низкую маржу на этом, просто не могут выдержать конкуренции таких ИТ-гигантов. С ним соглашается и заместитель директора по маркетингу компании «Техносити» (Новосибирск) Андрей Коротнев: «В прошлом году многие местные компании могли воспользоваться предоставленным мировыми ИТ-компаниями шансом и заработать на дешевых ноутбуках собственной сборки. Однако вендоры достаточно быстро спохватились, и теперь почти у каждого из них есть по 2-3 модели ноутбуков в нижнем ценовом сегменте». «Кроме того, ноутбуки западных компаний продаются с ПО от Microsoft, лицензия на которое стоит, прямо скажем, недешево, поэтому мелкие компании, как правило, продают ноутбуки без программного обеспечения», - добавляет Олег Репников. Андрей Коротнев сравнивает ноутбуки производства региональных компаний с бытовой техникой марки Vitek - многие ее покупают, но большинство все-таки предпочитает доплатить и взять что-нибудь другое. «В любом случае всегда будет оставаться определенная доля покупателей, которые руководствуются названием. Ноутбук пока остается достаточно дорогой покупкой, поэтому значительное количество покупателей не склонны доверять торговым маркам, которые им не известны. И для того чтобы обеспечить известность своей торговой марке, необходимо вкладывать деньги в рекламу, маркетинговые программы, а также жестко придерживаться высоких стандартов качества», - подчеркивает Елена Струкова. По словам менеджера по работе с корпоративными клиентами компании «Запсибнефтесервис» Андрея Третьякова, преимуществом региональных сборщиков ноутбуков являются более оперативный, чем у западных конкурентов, сервис и индивидуальный подход к каждому клиенту. Как то свекрови "впарили" баночку этого коктейля за бешеные деньги. Она будучи ничего не понимая в этих разрекламированных по всему интернету баночках, согласилась купить данный продукт. Когда она принесла его домой, я услышав цену, сказала... «Часто бывает, что покупателю необходима такая конфигурация, которую он никогда не найдет среди готовых моделей западных производителей», - отмечает Андрей Третьяков.

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ