\\\"ТомскАвиа\\\"- стабильность и безопасность более полувека

9 февраля 2003 года исполняется 80 лет Гражданской авиации России

В Томской области авиацию вот уже на протяжении почти 60 лет представляет ФГУП «ТомскАвиа» - предприятие, имеющее свою богатую историю и традиции. В ноябре 1944 года решением правительства СССР была образована Томская область. До этого времени Томск и Нарымский округ входили в состав Новосибирской области. Образование Томской области и упразднение Нарымского округа повлекло за собой большую потребность в воздушном транспорте, необходимом для связи областного центра с 19 районами, расположенными на расстоянии от 400 до 700 километров при полном бездорожье.
8 февраля 1945 года приказом Западно-Сибирского управления ГВФ в Томске был организован аэропорт с авиазвеном из трех самолетов. Вскоре количество самолетов возросло до двенадцати. А в 1946 году авиазвено было преобразовано в 284-й авиаотряд. В 1949-м в Томский авиаотряд влился авиаотряд «Лесавиа», который с воздуха охранял леса от пожаров и боролся с вредителями леса. С мая 1952 года в отряд начали поступать самолеты АН-2 грузоподъемностью 1000-1200 кг. В 1955-1956 годах для выполнения работ по обслуживанию геологов в Томск поступило 15 вертолетов МИ-1 и 5 вертолетов МИ-4. Позднее из Томского аэропорта стали выполняться рейсы на самолетах ЛИ-2 и ИЛ-14. В апреле 1963-го поступили ЯК-12. Кроме полетов по перевозке пассажиров, почты и груза, выполнения санитарных работ, охраны лесов от пожаров, работ по борьбе с вредителями леса, в 1960 году впервые были выполнены авиационно-химические работы по обслуживанию сельского хозяйства области, в ходе которых обработали 10000 гектаров земли. С поступлением новой техники на авиапредприятии регулярно проводилась переподготовка кадров.
Развитие гражданской авиации на базе Томского аэропорта проходило в тяжелых условиях. Посадочных площадок в районных центрах, кроме Колпашево и Каргасока, не было. Посадка самолетов производилась летом на дороги, зимой на лед рек и озер. Радиосвязь с самолетами и районами отсутствовала. Заправка производилась ведрами, подогрев двигателей зимой осуществлялся паяльными лампами, прогноз погоды не делался.
Прекрасный подарок и авиаторы, и томичи получили накануне 1968 года - в ноябре в Томске, в районе поселка Богашево, был открыт современный аэропорт. Ввод нового комплекса способствовал увеличению пассажирских и грузовых перевозок, повышению культуры обслуживания, улучшению условий труда авиаработников. Новый аэропорт позволил связать Томск прямыми рейсами с Москвой, Ленинградом, Владивостоком, Симферополем, Сочи, Минеральными Водами, с городами Средней Азии и Восточной Сибири, с соседними Кемерово, Новосибирском, Барнаулом, Красноярском, Новокузнецком. С апреля 1972 года аэропорт был переведен на круглосуточную работу, в июне этого же года парк аэропорта пополнился самолетами АН-24. В 1975 году на линии Томск - Колпашево АН-2 были заменены на ЯК-40. Это значительно увеличило число пассажиров и сократило время в пути. Так, если в 1970 году до Стрежевого было отправлено 5304 пассажира, то в 1983-м уже 49042, если до Колпашево в 1970 году улетело 22678 человек, то в 1983-м - 43633. С развитием аэропорта значительно увеличились производственные фонды. В 1970 году их стоимость составляла почти 14 миллионов рублей, а в 1984-м - уже почти 40 миллионов. Продолжались работы по открытию новых местных аэропортов. Были построены аэровокзалы в аэропортах Бакчара и Подгорного, открыт новый аэропорт Суйга. Тогда же прошли работы по удлинению и усилению взлетно-посадочной полосы Томска, что дало возможность принимать самолеты ТУ-154 и ТУ-134. С 1 января 1977 года рейсы до Москвы на этих самолетах стали выполнять томские экипажи.
Томское авиапредприятие - это базовый аэропорт «Томск» и 15 местных аэропортов. C 1978 года авиапредприятие стало прибыльным. К примеру, за годы Х пятилетки оно получило 13,8 млн рублей прибыли. В 1985 году общая протяженность воздушных линий, обслуживаемых самолетами, вылетающими из Томского аэропорта, составила свыше 30 тысяч километров на линиях союзного значения и 1625 километров на местных воздушных линиях. Из Томска выполнялось до ста рейсов на 15 типах самолетов и вертолетов. В среднем за сутки в 1985 году из Томского аэропорта вылетало 1350 пассажиров, перевозилось 10 тонн почты и 30 тонн груза, налет на самолетах составлял 230000 км.
В мае 1999 года Томское государственное авиационное предприятие было преобразовано в Томское производственное авиационное объединение посредством слияния трех авиационных предприятий: Колпашевского, Стрежевского и Томского. Сегодня оно является федеральным государственным унитарным предприятием.
- Цель этого объединения, - говорит генеральный директор ФГУП «ТомскАвиа» Сергей Алексеевич Лабутин, - стремление выжить в условиях жесткой конкуренции. «ТомскАвиа» сегодня - это предприятие, которое эксплуатирует самолеты АН-24, АН-26Б 100, ЯК-40 и вертолеты МИ-8. Работники «ТомскАвиа» отмечены такими правительственными наградами, как ордена Октябрьской революции и Знак почета, Дружбы народов и Трудовой славы 3-й и 2-й степеней, медали «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие», «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири», другие правительственные награды. Гордостью предприятия являются династии авиаторов, современное поколение которых вносит свой вклад в успешное развитие отрасли. Это династии Швыревых (общий стаж работы 84 года, в авиации трудилось пять человек), Турчиных (80 лет стажа на четырех человек), Калининых (77 лет на четырех человек), Петровых (75 лет на троих), Нестных (70 лет на четверых).
Свой вклад в развитие предприятия внесли руководители, возглавлявшие «ТомскАвиа» на различных этапах его жизни:
Лысов Иван Андреевич - 10.01.1945-01.09.1952
Васильев Михаил Дмитриевич - 01.09.1952-16.12.1967
Кораблев Геннадий Сергеевич - 03.08.1961-17.12.1964
Макаров Алексей Макарович - 12.12.1267-21.07.1971
Обдалов Геннадий Алексеевич - 19.07.1971-20.11.1984
Сафронов Валерий Николаевич - 24.10.1984-26.06.1985
Елохин Владимир Иванович - 24.06.1985-14.02.1989
Прокопьев Юрий Андреевич - 25.12.1989-15.04.1998
Лабутин Сергей Алексеевич - с 16.04.1998 года.
В настоящее время «ТомскАвиа» - это предприятие, осуществляющее свою деятельность в различных направлениях, в том числе и коммерческих: выполнение чартерных рейсов, перевозка пассажиров VIP-классом по России, ближнему и дальнему зарубежью. Это авиационные работы на вертолетах МИ-8. Услугами «ТомскАвиа» пользуются не только жители Томска и области, но и крупнейшие предприятия нашего региона и России.
В наших планах на ближайшее будущее - открытие филиала в Новосибирске, расширение географии полетов по Сибирскому региону.
Сотрудники «ТомскАвиа» смотрят в будущее с оптимизмом, надеются на развитие отрасли и ее процветание.
P.S. Сегодня есть уверенность, что предприятие с такой историей и традициями будет жить и процветать, продолжая достойно представлять свою отрасль на территории всей Сибири.


Юлия СТУДЕННИКОВА, «».


На фото: генеральный директор ФГУП «ТомскАвиа»
Сергей Алексеевич Лабутин; авиалайнер АН-26Б 100 (сегодня уже пассажирский)


Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ